ПОДЕЛИТЬСЯ

Наступил шестой месяц мусульманского лунного календаря – месяц джумада ас-сани или, как его ещё называют, джумада аль-ахира (джумада последний). Арабское слово «джумада» использовалось в Аравии при обозначении сухой земли – поскольку эти два месяца в древности считались самыми засушливыми.

Сегодня мы расскажем о важных датах и знаменательных событиях этого месяца.

10-го числа джумада аль-ахира в 36 году по хиджре закончилась так называемая Верблюжья битва. Верблюжья битва – это сражение между армией халифа Али (да будет доволен им Аллах) и отрядами, возглавляемыми Тальхой и аз-Зубайром (да будет доволен ими обоими), произошедшее в начале декабря 656 года. В результате убийства халифа Усмана враги Ислама посеяли раздор в государстве. В этих тяжёлых условиях, Али ибн Абу Талибу было предложено возглавить Халифат. Али долго отказывался от власти, но в конце концов, вынужден был уступить, так как в противном случае ситуация в государстве могла полностью выйти из-под контроля. Таким образом, в 656 году Али ибн Абу Талиб стал четвёртым Праведным халифом. Али не мог сразу начать расследование и поиск убийц Усмана, так как надо было объединять мусульман. Его промедление послужило поводом для обвинения в сговоре Али с убийцами. Группа оппозиционно настроенных сподвижников во главе с Тальхой и аз-Зубайром отправилась в Басру, где находились убийцы Усмана. После того, как убийцы Усмана были убиты, в Басру прибыл Али со своим отрядом. Переговоры закончились отрицательно, в результате чего между противоборствующими сторонами произошла битва. Решающая схватка разгорелась вокруг верблюда, на котором сидела Аиша, из-за чего сражение и получило своё название. Общее число погибших достигло 10 тысяч (по другим источникам 5 тысяч) человек. Тальха и аз-Зубайр погибли, а Аиша была захвачена в плен, но позже отпущена. Подобные столкновения являются примером фитны, создаваемой врагами Аллаха, которые хотят поссорить мусульман, тем самым ослабить их и ввергнуть в раздор. Но Аллаха сохранит Коран до Судного дня и спасёт покорных рабов Своих от козней прислужников сатаны.

9-го числа месяца джумада ас-сани – ушёл из жизни Джалаладдин Руми (1207-1273 гг. н.э.) – известный мусульманский поэт-суфий. Руми был популярен не только на Востоке, но и на Западе. Его многотомная книга «Маснави» считается не только совершенным поэтическим произведением, но и своего рода энциклопедией суфизма. Руми родился в семье выдающегося богослова в городе Балхе, древнем центре персидской культуры, 30 сентября 1207 года. В 1228 семья переезжает в Конью, столицу империи сельджуков, где 3 года спустя после смерти отца, Руми занимает его место преподавателя в медресе. Он преподает, проповедует в мечети, собирая и обучая большое количество слушателей и учеников. К его мнению прислушиваются люди всех слоев общества. Ровное и спокойное течение его жизни изменила встреча с дервишем и шейхом по имени Шамсуддин из Тебриза (Шамсуддин Тебризи). После встречи с ним Руми превращается во вдохновенного поэта и суфия, влюблённого в Господа. Шамсуддин Тебризи погиб при очень странных и таинственных обстоятельствах. После смерти учителя Джалаладдин Руми долго горевал, но через какое-то время ощутил в себе тот духовный огонь, который горел внутри Шамса Табризи. В своем творчестве и проповедях Руми – как и его учитель — призывал людей к личному поиску Бога и общению с Ним, проповедовал ценность каждой человеческой личности, независимо от положения человека в обществе, упоённо говорил о своей любви к Всевышнему.

Свои мысли, в виде поучительных рассказов и нравоучений, он излагает в своей поэме «Маснави» (Двустишия), которая содержит около 50 тысяч стихов.

Мы приведём здесь стихотворение этого великого раба Аллаха.

Когда мой труп перед тобой, что в гробе тленом станет,-

Не думай, что моя душа жить в мире бренном станет,

Не плачь над мертвым надо мной и не кричи «увы «.

Увы — когда кто жертвой тьмы во сне забвением станет.

Когда увидишь ты мой гроб, не восклицай «ушел!».

Ведь в единении душа жить несравненном станет.

Меня в могилу проводив, ты не напутствуй вдаль:

Могила — скиния, где рай в дне неизменном станет.

Кончину видел ты, теперь ты воскресенье зри;

Закат ли Солнцу и Луне позорным пленом станет?

В чем нисхожденье видишь ты, в том истинный восход:

Могилы плен — исход души в краю блаженном станет.

Зерно, зарытое в земле, дает живой росток;

Верь, вечно жить и человек в зерне нетленном станет.

Ведро, что в воду погрузишь,- не полно ль до краев?

В колодце ль слезы Иосиф-дух лить, сокровенном,

станет?

Ты здесь замкни уста, чтоб там открыть — на высоте,

И вопль твой — гимном торжества в непротяженном

станет.

Руми скончался 12 декабря 1273 года, и на его похоронах было так много народа, что понадобился целый день, чтобы погребальная церемония дошла до кладбища.

 

В 22 день этого месяца 13 года хиджры или в 634 году н.э. скончался первый праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах). Полное имя: Ас-Сидди́к Абу́ Бакр Абдулла́х ибн ’Усма́н аль-Курайши.

Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известного как Абу Кухафа) и Сальмы (Умм аль-Хайр). Он происходил из древней и благородной семьи. Еще до принятия ислама он был весьма уважаем в своем племени как справедливый и честный человек, к которому люди обращались как к третейскому судье. Благодаря уму и способностям, Абу Бакр смог нажить большое состояние, занимаясь торговлей.

Когда пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) было ниспослано откровение, Абу Бакр был первым взрослым мужчиной, который поверил в его пророчество (после Хадиджи, супруги Пророка и Али, который тогда был маленьким мальчиком). После этого события вся дальнейшая жизнь Абу Бакра (мир ему) была связана с жизнью Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) – он был одним из самых верных и преданных его друзей, который многократно жертвовал своим имуществом и даже жизнью ради дела веры.

Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан, Тальха ибн Убайдулла, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, Усман ибн Мазун и других.

 

Когда язычники стали преследовать бедных мусульман, а также невольников, которые находились в зависимости от богатых хозяев, он оказывал им всяческую поддержку, выкупая их у дурных и жестоких хозяев-многобожников.

Когда преследования мусульман в Мекке стали настолько невыносимы, что было решено переселиться в Медину, именно Абу Бакр (мир ему) вызвался сопровождать Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) и защищать его во время путешествия. Несколько дней им пришлось скрываться от преследований в пещере в окрестностях Мекки.

После переселения, когда мусульманам пришлось отражать нападения языческих войск, Абу Бакр жертвовал своё имущество для того, чтобы снарядить мусульманское войско для похода.

В 624 году н.э., вскоре после переселения Абу Бакр выдал свою дочь Аишу (да будет доволен ей Аллах) замуж за Пророка. Известно, что Аиша стала самой любимой супругой Пророка (после Хадиджи), она была очень одаренной и умной женщиной, которая передала множество хадисов.

Смерть Пророка явилась тяжелым ударом для мусульман – многие из них вообще отказывались поверить в его смерть, считая, что пророки должны быть бессмертными (что, конечно, было отголосками языческих заблуждений). В тот сложный момент – когда некоторые сподвижники не хотели смириться с потерей, именно Абу Бакр – своими мудрыми словами успокоил начинающуюся смуту: «О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху — так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным Аллах воздаст».

Именно тогда все сподвижники согласились с тем, что преемником Пророка на посту главы всех мусульман должен быть именно Абу Бакр. Сам он, будучи человеком очень скромным, не стремился к власти, однако для общего блага согласился взять на себя эту ответственность. Чтобы подчеркнуть, что он – лишь исполнитель воли Мухаммада (мир ему и благословение), он называл себя «наместник посланника Аллаха» — «халифа рассули-л-Лях». После него всех остальных правителей мусульман также стали называть титулом халиф. (Также: 7 дуа, которые читал Абу Бакр (р.а.))

Первый праведный халиф правил всего два года – поскольку был уже в преклонном возрасте. Это время стало чрезвычайно тяжелым для молодого мусульманского государства. Некоторые арабские племена отказались платить закят и подчиняться халифу, в других племенах появились самозванцы, называющие себя пророками. Мусульманам пришлось вести тяжелые войны против этих бунтовщиков – но благодаря таланту полководцев и военачальников эти походы увенчались успехом.

Заслуживает отдельного упоминания совет, который Абу Бакр по преданию дал командирам — как вести себя на вражеских территориях: «Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй…, не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребёнка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигай пальм и не обдирай с них кору, не срубай деревьев и не убивай скота больше, чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что посвятили себя Аллаху — оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили…».

Это основные принципы Ислама – быть честным, верным и милосердным.