ПОДЕЛИТЬСЯ

Калям – это наука о методах обоснования положений вероучения рациональными доводами и опровержения еретиков, пытающихся исказить убеждения саляфов и ахлю-с-сунна.
Имам Акмалюддин аль-Бабирти, ла помилует его Аллах, дает более развернутое определение:
«Это наука, изучающая имена, атрибуты и действия Аллаха, а также Его ангелов, пророков, аулия, имамов (правителей мусульман), начало и конец мира, согласно исламскому закону, а не с позиции философов, для достижения убежденности (якын) в вере и для избавления от сомнений» («Шарх аль-ʼАкыда ат-Тахавийя», с. 20).

Некоторые воспринимают калям как религиозно-философское течение, представители которого уделяют особое внимание изучению логики и философии, строят свои воззрения на логических аргументах и отдают им предпочтение перед священными текстами Корана и Сунны. Однако это в корне неверное суждение.
Ильм аль-калям (рациональное суннитское богословие), который осуждал имам аш-Шафии и другие, – это тот ильм аль-калям, который существовал до методологии имама аль-Ашари, и который использовали еретики для аргументации против вероубеждения приверженцев истины.
Что же касается науки о суннитском каляме, которую систематизировал имам аль-Ашари, то это тот калям, который использовал имам аш-Шафии и другие имамы, предшествовавшие имаму аль-Ашари. Они применяли его для опровержения «каляма» приверженцев нововведений, посредством которого последние нападали на убеждения праведных предшественников – последователей истины.
Калям изучает методы защиты правильного исламского вероучения. Калям использовали такие специалисты из числа праведных предшественников как имам аль-А’зам (Абу Ханифа) (80 – 150 гг. х.), ибн Кулляб (ум. 241 г. х.), аль-Карабиси (ум. 245 г. х.), аль-Каляниси, аш-Шафии (150 – 204 гг. х.), аль-Харис аль-Мухасаби (170 – 243 гг. х.) и другие. Это калям, который систематизировал имам аль-Ашари (260 – 324 гг. х.) и аргументы которого разъяснил имам аль-Бакилляни (338 – 403 гг. х.). Его сформировал аль-Джувейни (419 – 478 гг. х.), его основы заложил аль-Газали (450 – 505 гг. х.), а ар-Рази (544 – 606 гг. х.) обновил его и развил.
Этот калям является суннитским, но исламские догмы не устанавливаются посредством него, однако он используется для аргументации убеждений, которые уже были определены священными текстами.
Мутакаллим (специалист по науке каляма) сначала использует Коран и Сунну, а затем приводит доказательства для защиты правильного понимания религии. Чтобы человек считался мутакаллимом, необходимо соблюдение двух условий:
1. Вероубеждение мутакаллима изначально должно быть построено на книге Аллаха и сунне Его Посланника (мир ему и благословение Всевышнего);
2. Целью изучения мутакаллимом науки калям должна являться защита веры через разум.
Имам аль-Газали (450 – 505 гг.х.) сказал в книге «Ихья улюм ад-Дин»:
«Что касается каляма, то под ним подразумевается защита вероубеждения, которое передают Ахлю-Сунна из числа праведных предшественников, и никто иной».
Наука суннитского каляма сама по себе восхваляема и является одной из лучших наук, потому что связана с лучшим, что мы можем познать – с Господом. Однако эта наука может быть и порицаемой из-за таких аспектов:
1. Раскрытие каляма перед незнающими порождает сомнения в их естественных убеждениях в истинности Ислама. Простые люди удовлетворяются ясными и очевидными доказательствами и аргументами из Священного Корана, если только они не упрямы, и тогда при их обучении применяется калям, но только в том объёме, которого хватит, чтобы убедить их. Это подобно лекарству для больного, которое используют в строгой дозировке.
2. Возможность появления чёрствости в сердце по той причине, что в человеке рациональное начинает преобладать над сенситивным (чувственным). Это происходит потому, что калям при споре с оппонентами и при опровержении их аргументов опирается на рациональные доказательства и логические суждения. Тому, кто занимается изучением каляма, необходимо балансировать между разумом и сердцем, налегая на чтение текстов, влияющих на сердце и чувства.
3. Так как калям даёт мутакаллиму умение дискутировать с оппонентами и убеждать оппонентов, то его может одолеть высокомерие. Высокомерие может выражаться в мысли, что он будто единственный правильно понимающий религию, который всё упорядочил и раскрыл ошибки своих соперников. Таким образом в его сердце поселится гордость, а Пророк Мухаммад сказал: «Человек, у которого в сердце гордость даже размером с зёрнышко, не войдёт в Рай».
Поэтому мутакаллиму необходимо воспитывать в себе скромность и искренность.