ПОДЕЛИТЬСЯ

21 сентября наступает новый 1439 год по Хиджре. Исламский новый год начинается 1 мухаррам, знаменуется данный день тем, что в это время происходило переселение мусульман из Мекки в Медину, данный эпизод в истории Ислама имеет название ХИДЖРА.

Почему случилась Хиджра? Это слово образовалось от “мухаджара”, означающее в арабском языке «отдаление», «оставление». Когда последний Посланник Аллаха Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) объявил о своём пророчестве, мекканские многобожники аристократы не приняли его, так как не видели выгоды в истинной вере. Мекканские язычники поклонялись своим идолам, строили для них помещения, собирали деньги с поломников, в Каабе находилось огромное количество истуканов, более 300, и это было не потому что арабы поклонялись им всем, а просто для того, чтобы сделать Мекку центром «религиозного бизнеса». Пророк Мухаммад объявил о том, что Бог Един и нет Бога, кроме него, что означало крах для жрецов лжи.  Язычники предлагали оставить хотя бы трёх истуканов, главных представителей «пантеона» — Лат, Манат и Уззу, за это мушрики(многобожники, те, кто делают Ширк – создание Аллаху сотоварищей) приняли бы Пророка в совет города, но Посланник остался непреклонным, он никогда не шел на компромисс в делах веры. Мухаммад(саллаллаху алейхи ва саллям) нёс мир, знания, свободу, равенство всем людям, а это не устраивало мекканских богатеев, они начали преследовать мусульман, пытали их, грабили, убивали, бойкотировали, не давали работать… Но всё равно в религию Аллаха входило всё больше и больше людей. Пророк решил переселиться в другое место, так как не хотел, чтобы верующим угрожала опасность, хотя он очень любил Мекку, ведь этот город был его родиной, был местом его взросления и развития, а также в Мекке была Кааба, священное место, построенное предшественниками Последнего Пророка, пророками Исмаилом и Ибрахимом (мир им и благословение). Пророк говорил о Мекке: ««Клянусь Аллахом, ты самая любимая земля для Аллаха, из всех Его земель и самая любимая для меня земля. Ты лучшее место на Земле. Если бы твои жители меня не вывели из тебя, я бы сам никогда тебя не покинул».

Первой хиджрой (переселением) в истории Ислама было переселение мусульман из Мекки в Эфиопию. Общее число первых переселенцев составило 15 человек: 10 мужчин и 5 женщин. Это произошло в месяце Раджаб, после получения Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) пророчества, то есть примерно в 615 году. Ими руководил Усман ибн Маз’ун (как передано от Ибн Хишама). Мусульмане не могли выполнять свои религиозные обязанности, поэтому им и пришлось уезжать из родного города, мекканские язычники слишком притесняли верующих, мучали их, всячески препятствовать распространению Ислама. Пророк (саллалаху алейхи ва саллям) повелел мусульманам переселиться в Эфиопию, так как его сердце, наполненное состраданием и истинным гуманизмом, не могло больше выносить этого. Эфиопия была выбрана для переселения, так как правитель Эфиопии исповедовал христианство и был известен своей справедливостью. Пророк (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: «Если вы пойдете в землю Эфиопии, то найдете там правителя, при котором никого не притесняют. Кроме того, там царит справедливость и порядок. До тех пор, пока Всевышний Аллах не укажет путь к спасению, оставайтесь там». Через три месяца мусульмане, переселившиеся в Эфиопию, возвратились в Мекку. Когда Мухаммад (саллалаху алейхи ва саллям) и сподвижники подверглись гонениям со стороны язычников, Пророк (саллалаху алейхи ва саллям) повелел переселиться в Эфиопию во второй раз. Среди переселенцев было примерно 83 мужчины и 18 женщин. («Ар-Рахикуль-махтум», с. 142). Мусульман, которые переселились в Эфиопию во второй раз возглавлял  кузен Пророка Мухаммада Джафар, сын Абу Талиба, который затем получит прозвище Таййяр (Летающий).

Оставаться в Мекке с каждым днём становилось всё опаснее,  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) принял решение переселиться в Медину. Население этого оазиса не было чисто арабским: значительную часть его составляли еврейские (или иудаизированные арабские племена) бану кайнука’, курайза, надир, фитйаун. Также было два арабских племени Медины : аус и хазрадж. Беспрерывные столкновения этих племён, побудили обратиться к Посланнику Аллаха как к третейскому судье.

Переговоры о переселении мусульманской общины в Йасриб состоялись 14 июля 622 г. н. э. на Акабе. Для переселения мусульман потребовалось приблизительно три месяца, отъезд быстро принял тотальный характер. Мекканские язычники установили слежку за Мухаммадом (саллалаху алейхи ва саллям) как инициатором и руководителем отъезда. Пророк (саллалаху алейхи ва саллям) вместе со своим другом Абу Бакром ночью ушел из города, и в течение трёх суток они скрывались от многобожников. Лишь после прекращения поисков, в последние дни июля 622 г. н. э., Пророк присоединился к переселившейся в Йасриб(Медина)общине. Это событие может считаться началом первого исламского государства. Период до Хиджры называется «джахилия» — невежество.

Прибытие Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в Йасриб (названный позже городом Пророка, то есть Мадинат-ан-Набийй, или просто Мадина/Медина) большинство историков датирует 24 сентября 622 г. Однако вести летосчисление с хиджры начали лишь в 637 г., в период правления второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба. При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 мухаррама (первый день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю.

Умар ибн аль Хаттаб был великим реформатором в области экономики, социологии и государственного управления.

  • Умар(радыяллаху анху) принял ряд мер по организации административно-фискального аппарата и принципов распределения огромных доходов. Важнейшей из них была выплата жалованья (ата) и продуктового пайка (ризк) всем асхабам вместо раздела завоеванных земель. Окончательно оформить эту систему удалось только в 640 году. Одновременно с этим были установлены размеры хараджа и джизьи. При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную. После завоевания Египта, в Мекку и Медину стала поступать оттуда пшеница. Это сыграло особенно важную роль во время голода, обрушившегося в 639 г. на Палестину, Сирию и Ирак.
  • Благодаря Умару были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи — кади, которые на основе Корана (шариата) разрешали конфликты и споры.
  • В апреле 637 года халиф Умар ввёл новую систему летоисчисления. Новая эра начиналась с года переселения (хиджра) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.
  • По предложению халифа, городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть — 38-46 см), а второстепенных — 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путём обмана покупателя».
  • Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже I—II вв. н. э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море. Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.
  • При халифе Умаре был окончательно признан ритуал хаджа. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был собран уже после смерти Умара.
  • Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

Что должен делать мусульманин в Исламский Новый год? Нельзя уподобляться другим, смысл нашей жизни – духовный рост, стремление к Господу, поэтому любое памятное событие мы должны отмечать поклонением, вспоминанием прошлого Ислама, поминанием Аллаха. Человек не должен приобщаться к мирскому, ведь он путник в этой жизни.

Многие незнающие отмечают Христианский новый год, но это неправильно, так как это не наш праздник и отношение к нашей вере никакого не имеет, ведь он наполнен языческими и христианскими символами. Если хотите праздника нового года, то лучше справлять первое мухаррам, встретиться с родственниками, пообщаться с близкими людьми, побеседовать с соседями, сделать угощение.

Мусульманин берёт пример с настоящих людей таких как Посланник Аллаха Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), с его друзей и последователей, которые всю жизнь стремились к довольству Аллаха, распространяли истину, созидали для будущего, помогали угнетённым, боролись за правду. Поэтому в новый год вспомните историю  Ислама, дабы в этом году быть такими же верными последователями религии Ислам.