В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказано, что мусульманская община не объединится вокруг заблуждения. Точно так же чтение Корана над могилами покойных тоже дошло до нас, имея аргументы в свою пользу из Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).
Поистине, вознаграждение (саваб) за чтение Священного Корана помогает умершим мусульманам. Приведём доказательства этого утверждения.
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) передал, что однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), проходя мимо двух могил, сказал:
– Они сейчас испытывают большие мучения, но не из-за больших грехов. Один из них сплетничал, а другой как следует не совершал очищения от мочи.
После этого он взял свежую пальмовую ветвь и, разделив ее на две части, воткнул у изголовий могил, сказав:
– Они облегчат их мучения, пока не засохнут.
(Муслим «Тахарат», 111)
Толкователь Куртуби этот хадис объясняет следующим образом:
– Слова «пока они не засохнут» означают, что когда на могилах сажают растения или читают Коран, умершие испытывают облегчение. Если даже одно растение облегчает состояние умершего, то тем более ему принесет пользу чтение для него Корана. Умерший сразу же получает вознаграждение.
(Куртуби «Тафсир», X, 267)
Все знают, что умершие получают милость Всевышнего Аллаха, когда для них читают Священный Коран, в особенности Суру «Ясин». Об этом сказано в хадисах Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):
– Сура «Ясин» является сердцем Корана. Воистину, прощаются грехи тому, кто читает ее с намерением получить довольство Аллаха и с желанием блага в последующей вечной жизни. Так читайте же своим умершим Суру «Ясин».
(Ахмад бин Ханбаль «Муснад», V, 26)
Аль-хафиз Ибн Хаджар в разъяснении книги «Хадисы, собранные имамом аль-Бухари» сказал, что ат-Табарани дал этому хадису степень «хасан», т. е. «хороший, достоверный». Куртуби сказал: «Этот хадис означает, что можно читать «Ясин» над умирающим и после его смерти». Так как «Ясин» является сурой Корана, следовательно, Коран желательно читать над покойными. Там, где читают Коран, собираются ангелы, и туда ниспосылается милость Аллаха. Убедительным доказательством дозволенности чтения Корана над усопшими является заупокойная молитва (намаз-джаназа), совершать которую Всевышний обязал мусульман. В этом намазе читается сура «Аль-Фатиха», которую называют «матерью Корана» (уммуль-Кур’ан).
Ат-Табари, а также Шавкани отмечают, что под словом «мавтакум» в указанном хадисе подразумеваются именно умершие, но не те, кто находится при смерти.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) также изрек:
– Если кого-то из вас постигнет смерть, быстрее опустите его в могилу. После захоронения у изголовья читайте Суру «Аль-Фатиха», а у ног –последние аяты Суры «Аль-Бакара» (т.е. Аманар-расулю…).
(Табарани «Аль-Муаджам Аль-Кабир», XII, 340; Дайлями «Муснад», I, 284; Хайсами «Маджма Аз-Заваид», III, 44)
Али бин Ляджлядж (рахматуллахи алейхи) передает, что его отец, умирая, оставил следующее завещание (его отец был сподвижником Пророка):
«Когда положите меня в могилу, скажите:
بسم الله وَ عَلَى سُنَّةِ رَسُولِ الله
«Бисмилляхи ва аля суннати расулилляхи».
После этого бросьте горсти земли. Потом у изголовья читайте начало Суры «Аль-Бакара» и конец этой же Суры. Воистину, я был свидетелем, что Абдуллах ибн Омар одобрял это».
(Байхаки «Ас-сунна Аль-Кубра», IV, 56)
Очень важно обратить внимание на завещание сподвижника Амра бин Аса (радыйаллаху анху):
«Когда вы опустите меня в могилу, подождите возле нее столько времени, сколько требуется на разделку верблюда, чтобы, пока вы находитесь рядом со мной, я свыкся с новой жизнью и приготовил ответы на вопросы послов Аллаха».
(Муслим «Имам», 192)
Этот хадис Имам Ан-Навави (рахматуллахи алейхи) упоминает в своей книге. Он передает следующие слова Имама Шафии (рахматуллахи алейхи):
– Хорошо читать аяты и суры из Священного Корана у могилы, а читать Коран от начала до конца – еще лучше.
(Ан-Навави «Риядус-Салихин», 293)
Халал от Шабабия рассказал: «Когда умирал кто-либо из родственников мединских ансаров, они ходили на его могилу и читали там Коран». Суюти говорит: «Если собрать вместе слабые хадисы, разрешающие читать Коран, они становятся достаточным доводом» («Шархус-судур», стр. 311). Ученый-богослов ханбалитского мазхаба аль-Хафиз Шамсуддин аль-Макди сказал: «Читать Коран на могиле разрешалось предыдущими учеными, и разрешение передавалось последующим, и это решение — иджма‘». Очевидно, что основанием для разрешения чтения Корана на могиле являются хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), деяния его сподвижников, высказывания имамов и иджма.
Однако некоторые приводят хадис в пользу недопустимости чтения Корана возле могилы, а причиной этого является то, что они не знают глубоко арабский язык и неправильно толкуют выражения этого хадиса.
Вот хадис Пророка (мир ему и благословение), на который они ссылаются, переданный от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Когда умирает человек, то все его деяния прекращаются, кроме трёх: непрерывных пожертвований (строительство дорог, мостов, проведение воды и т. п.), знаний, которые остаются и приносят пользу другим, и благочестивого ребёнка, просящего за него (родителей)». (Муслим «Вассыйя», 14)
Но ведь Пророк (мир ему и благословение) не сказал, что принесение покойному пользы прекращается, а сказал, что прекращается совершение деяний этим человеком. Именно это нам разъясняет указанный хадис.
Можно привести и другой пример, подтверждающий то, что со смертью прекращаются лишь деяния человека, но никак не принесение пользы покойному другими людьми: один человек заболел, прикован к постели, с этих пор прекращаются деяния, которые он совершал ранее, однако из этого не следует, что до него не доходит то, что делают для него другие.
Как видно этот хадис не запрещает читать Коран над покойным, а наоборот объясняют, что хорошие деяния, совершенные до смерти, продолжают приносить пользу и после смерти, также приносит пользу вознесение родственниками и верующими братьями молитв, раздача пожертвований за умерших. Эти хадисы стимулируют их близких для этого. Воистину, после смерти человека нужно совершать много благих дел с намерением, чтобы вознаграждения за них были переданы умершему.
Пока совершаются эти благие дела, тетрадь деяний умершего не закроется. Когда человек умирает, и он один уходит в могилу, проявлением преданности к нему для его близких, наследников и хороших друзей является совершение благих дел с просьбой передачи вознаграждения умершему. Это является очень благочестивым деянием для них.
Из всего сказанного выше мы видим, что посещение могил и пожелание умершим благоденствия и успокоения, мольбы за них, раздача пожертвований с просьбой передачи им вознаграждения и чтение для них Корана являются причинами ниспослания им милости Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах в Священном Коране советует нам возносить следующую мольбу за наших умерших братьев:
رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
«О наш Господь! Прости грехи нам и нашим братьям, которые уверовали до нас, и не вселяй в наши сердца злобы к тем, кто уверовал! Господи наш! Поистине, Твоя Милость безгранична». (Аль-Хашр, 59/10)
Чтение Корана сотрясает сердца слушающих. Это такое чувство, которое невозможно описать словами. Сила священного Корана велика! Коран потрясает и ввергает в изумление любого слушающего своей красотой и притягательностью арабского звучания. Это удовольствие получают не только живые, но и покойные мусульмане.
Тем более покойные тоже слышат наши приветствия, чтение Корана и знают, что их могилы навещают.
После великого сражения при Бадре Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), обращавшегося к убитым неверным: «Разве эти трупы язычников слышат твою речь?». На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, эти убитые курайшитские язычники слышат меня лучше, чем вы».
Мы знаем не только чтение Корана принесет пользу покойным мусульманам, даже любое благое дело может облегчит его состояние в могиле.
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывал:
Когда умерла мать Сада бин Убада (радыйаллаху анху), он пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил:
– О Посланник Аллаха! Умерла моя мама. Меня в этот момент не было рядом с ней. Если я дам пожертвование за нее, принесет ли это ей пользу?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
– Да.
Сад (радыйаллаху анху) сказал:
– О Посланник Аллаха! Будьте свидетелем! Я отдаю в качестве пожертвования за мою маму свой фруктовый сад. (Бухари «Васая», 15)
Здесь важно обратить внимание на плохие новшества, которых следует избегать. Несмотря на то, что ученые Ахли Сунна все четко объяснили, некоторые люди все равно не могут удержать себя от этих ошибок.
Есть люди, которые из-за своей религиозной безграмотности жгут на могилах свечи, привязывают веревки и бумажки со своими просьбами или просят умершего осуществить их желания. Другие же люди впадают в другую крайность, называя многобожием (ширком) посещение могил, и этим совершают ошибку, подобно первым.
Исламу в этом вопросе, как и во всех других, принадлежит золотая середина. Вышеизложенные хадисы и поступки сподвижников объясняют нам, как можно избежать этих ошибок.
НО ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, что посещение могил Пророков и святых людей — это не поклонение им. Все Исламские учёные единогласно подтвердили, что мусульмане никогда не обожествляли и не обожествляют ни Пророков, ни святых людей, а также никто из верующих, не придают Аллаху соучастников. Мусульмане твердо знают, что Пророки и святые люди не достойны поклонения, они ничего не создают и не властны ни над добром, ни над злом. Аллах — Один-Единственный Создатель. Лишь Он достоин наивысшей степени поклонения.
Суть же посещения могил Пророков, святых людей, а также благословение их реликвиями заключается в том, что верующий стремится получить Баракят (благословение) от Аллаха. Пророки и Святые — это избранные Аллахом люди, которых Он любит. Поэтому Мольбы, обращенные к Аллаху ради Пророков и Святых совершаются верующим в надежде, что Аллах примет Ду ‘а мусульманина ради этих Пророков или Святых, поскольку они — наилучшие создания Творца.
Очень важно заплатить долги умершего, к этому призывал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приходил на погребальную молитву – джаназа – он сразу спрашивал, есть ли долги у умершего. И пока долг не отдавали, он молитву по умершему не совершал. Это является для нас примером.
Имам Мухаммад (рахматуллахи алейхи) – известный религиозный правовед, факих мазхаба Ханафи – дал заключение (фатва по кыясу), называемое «Искат салят».
«Искат салят» означает раздачу пожертвований бедным или нуждающимся с просьбой к Аллаху о прощении вынужденных долгов умершего по намазу, посту, жертвоприношению (курбану), обету (назр) и искуплению (кафарату). В соответствии с ним, за каждый пропущенный намаз необходимо отдать бедняку или нуждающемуся пищу или эквивалент в деньгах на трехразовое питание за один день. Но важно помнить, что человек не должен, зная это, расслабляться в совершении намазов и других религиозных обязанностей.
Из этого заключения – фатвы Имама Мухаммада – мы извлекаем три очень полезные вещи:
- Призыв к пожертвованию.
- Радость бедняков от получения пожертвований и вознесение ими мольбы за умершего.
- Надежда на ниспослание Милости Аллаха умершему.