Основатель этого мазхаба Абу Мансур Мухаммад родился в селе Матурид под Самаркандом и скончался там же в
333/944 г. С одной стороны в те времена множество новых народов пришли в Ислам, и это в значительной мере обогатило
культурную и научную жизнь мусульманской уммы. Тогда же
осуществлялся активный перевод произведений древнегреческой и индийской философии на арабский язык. Все эти процессы оказывали серьезное влияние на исламскую
мысль, которая вбирала в себя инородные взгляды и теории. Одновременно возникала необходимость сохранять и защищать основополагающие догматы Ислама, что потребовало использование силы логики и рациональных доводов. Новый раздел мусульманской науки, предназначенной для сохранения исламского вероучения, назвали калям, что соответствует понятию «теология». Абу Мансур Мухаммад Матуриди стал знаменитым теологом того времени. Он дал толкования религиозным воззрениям согласно положениям Корана и Сунны. При этом он использовал логические доводы и аналитический метод размышлений. Таким образом, внеся огромный вклад в дело защиты Ислама и оградив основные его принципы от искажений, Матуриди стал имамом ханафитов в области акыды. Истоки школы Матуриди восходят к взглядам Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи), изложенным в трактате последнего под названием «аль-Фикх аль-Акбар», в котором
рассматриваются главные положения веры и даны ответы
на наиболее сложные вопросы вероучения Ислама. Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) сначала изучал акыду и только
позднее стал заниматься фикхом. Известны пять его произведений по акыде: «аль-Фикх аль-Акбар, «ар-Рисаля»,
«аль-Фикх аль-Абсат», «Китаб аль-Алим валь-мутаалиим» и
«аль-Васыййа».
После имама Матуриди ханафитов стали иногда называть матуридитами, так как все ханафиты, особенно тюркские
народности, стали приверженцами взглядов имама Матуриди. Наибольшую известность получили его два фундаментальных труда: «Китаб ат-таухид»и «Та’вил аль-Куран». В своем произведении «Китаб ат-таухид» имам Матуриди отстаивает исходные принципы Ислама и старается очистить его вероучение от ошибочных взглядов. Этот труд был издан в Египте ученым Фатхуллахом Хулайфом. Особенно большое старание Матуриди (рахматуллахи алейхи) прилагал для того, чтобы показать ошибочные взгляды мутазилитов, и в форме ответов на их возражения написал небольшие критические статьи. Кроме этого, имам Матуриди боролся с кармитами и рафидитами.
Второе произведение – «Та’вил аль Куран» — представляет собой толкование аятов Корана, которое имам Матуриди сделал для обоснования вероучительных взглядов традиционных суннитов. При этом он опирался на логику и достоверные докательства, восходящие к авторитетным ученым.
Данный труд изложен легким и доступным языком, при его
написании автор обращался и к положениям других школ,
приводя их доводы в своем произведении.