ПОДЕЛИТЬСЯ

Абу аль-Хасан Аш’ари считается вторым имамом вероучительной школы традиционных суннитов. Родился он в
260/873 году в городе Басре, скончался здесь же в 324/935 или в 330/941 году. Первое имя имама Аш’ари – Али, а его отца звали Исмаил. Сначала имам Аш’ари придерживался 
взгядов мутазилитов и до сорока лет следовал за ними. Однажды ночью ему приснился Пророк Мухаммад (саллялаху алейхи ва саллям), и в тот момент он понял, что идет по ложному пути. После этого сна Аш’ари задал несколько вопросов своему учителю Абу Али аль Джуббаи, на которые тот не смог ответить, что стало причиной ухода Аш’ари из стана мутазилитов.
Спустя некоторое время имам Аш’ари разработал новую методику каляма, основной принцип которой заключался в
том, чтобы толковать Божественные откровения с помощью
разума. Имам Аш’ари стал защитником взглядов традиционных суннитов и в этом отношении полностью разделял взгляды своего современника имама Матуриди. У них были небольшие расхождения, но они были не столь существенны. Например, Матуриди (рахматуллахи алейхи) утверждал, что вера (иман) в душе вечна и остается неизменной, тогда как Аш’ари (рахматуллахи алейхи) говорил, что иман имеет свойство усиления и уменьшения. Маликиты и шафииты выбрали учение Аш’ари (рахматуллахи алейхи) . Ханбалиты утверждают, что
фикх и акыда едины, поэтому не стали придерживаться в вопросах вероучения какого-либо иного мазхаба, кроме ханбалитского. Известны следующие произведения имама Аш’ари:
1. «Макалат аль-исламиййин». В этой книге Аш’ари
описывает различные мазхабы, в разумной мере критикует
неокторые ошибочные положения, при этом не переходит
установленные границы, как это делают другие, обвиняя в
неверии мусульман.
2. «Аль-Ибана ’ан усуль ад-дийана». В этом произведении ученый отвечает на самые проблемные вопросы
каляма:
«Можно ли видеть Аллаха? Каким образом можно говорить
с Аллахом? Какого место Его прибывания? Каковы Его атрибуты? Что такое смерть и судьба человека? Что есть истина и заблуждение?»
3. «Ар-Рисаля фи истихсан аль-хавд». В этой книге
Аш’ари, опираясь на положения аятов и хадисов, отвечает

на нападки тех, кто обвинил его в ереси и бид’ате (нововведениях). Тут же он доказывает, что использование логического мышления дозволяется сутью религии.
4. «Аль-Лума’» является одним из важных произведений
Аш’ари содержащих изложение его взглядов и мнения касательно
каляма.
Имам Матуриди и имам Аш’ари приложили огромные
усилия, чтобы защитить людей от различных сомнительных
мыслей и воззрений. Благодаря неустанной борьбе этих ученых исламский мир был сохранен от многочисленных разногласий и противоречий.