Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человека, служащего Ему, Аллах наделяет знанием о Себе – Марифатуллах. Если же он оставляет служение, Аллах не лишает его этого знания, но в Судный день спросит с него: «Я одарил тебя знанием о Себе и осчастливил тебя им. Почему ты не действовал в соответствии с ним?»
«Один человек прожил свою жизнь, следуя за пустыми желаниями, а на старости лет, сожалея о содеянном, совершил покаяние.
На что ангелы сказали ему:
– О старец! Ты лишился сил, у тебя уже не осталось никаких желаний, а ты только сейчас совершаешь покаяние.
На это Аллах повелел:
– О ангелы! Оставьте Моего старого раба, не осуждайте его. Клянусь Своим Величием! Если бы он обратился ко Мне спустя сто лет, он получил бы Мою милость, щедрость и прощение. О ангелы! Будьте свидетелями! Я принял покаяние, простил его и пожаловал ему Рай, в котором он будет лицезреть Меня».
Печать Пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Иблис в момент своего изгнания воскликнул:
– Клянусь Твоим Величием! Я не покину сердца людей, пока в их теле есть душа!
В ответ на это Аллах Всевышний сказал:
– Клянусь Своим Величием! Пока в их теле есть душа, Я не закрою для них врата покаяния».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Есть люди, которые войдут в Рай из-за своих грехов.
Его спросили:
– Как же это может быть?
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
– Человек, совершив грех, сожалеет о нем, и, все время раскаиваясь, воспроизводит его перед своими глазами. В конце концов он входит в Рай, а шайтан говорит себе: «Лучше бы я не науськивал его на совершение этого греха».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил своих сподвижников:
– Сообщить вам о самом большом вашем несчастье?
Сподвижники спросили:
– Какое же наше самое большое несчастье?
Пророк ответил:
– Это грехи.
Они спросили:
– Есть ли лекарство от них?
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Ночная мольба языка о прощении содеянного греха Всевышним Аллахом.
Абдуллах ибн Масуд (радыйаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Праведник смотрит на свой грех как на гору и боится, что она обрушится ему на голову. Грешник же смотрит на свой грех как на муху, которая, сев ему на нос, тут же улетела».
Абу Бакр Сыддык (радыйаллаху анху) попросил почтеннейшего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):
– О Посланник Аллаха! Научи меня мольбе после намаза.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
اللهُمَّ اِنِّى ظَلَمْتُ نَفْسِى ظُلْمًا كثيرًا وَلاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ اِلاَّ اَنْتَ فَاغْفِرْلىِ مَغْفِرْةً مِنْ عِنْدَكَ وَارْحَمْنِى اِنَّكَ اَنْتَ الْغَفُورُ الرَّحِيم
– О Аллах! Несомненно, что я поступил несправедливо и много угнетал себя (грешил). Только Ты можешь простить мои грехи и помиловать меня. Прости меня. Я каюсь Тебе. И помилуй меня. Воистину, Ты Прощающий, Милостивый (прощаешь и награждаешь тем, чего Твои рабы не заслужили). (Бухари)
Великие люди говорили, что эта мольба, с которой можно обращаться как в намазе (после «Ат-Тахийята»), так и после него, является одной из самых красивейших и все охватывающих.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил, и сам же ответил на свой вопрос:
«Сказать вам, что является вашей болезнью, а что ее исцелением? Ваша болезнь – это ваши грехи, а избавление от нее – ваше раскаяние».