Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим». (Коран, 9:128)
Этот аят повествует о характере Пророка Мухаммада, он прошел через многие невзгоды ради передачи откровений Творца и при этом был мягок и терпелив и каждый раз, когда люди причиняли ему вред, он всегда просил Аллаха простить им их невежество и жестокость.
Несомненно, наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) — это совершенный во всех отношениях человек.
Он был ниспослан Всевышним как милость и спасение для всего человечества!
В этом выражается Милость Создателя к Своим рабам.
В Коране сказано: «Я послал тебя как милость для миров» (сура «аль-Анбия, аят 107.)
В Коране подчёркивается полнота его духовного мира и нравственных качеств, поэтому каждому мусульманину предписано следовать его примеру: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура 33, аят 21).
Давайте вспомним о достоинствах нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), о его прекрасном нраве, с надеждой на то, что наши нравы и образ действий хоть чуть-чуть приблизятся к этому возвышенному идеалу.
Однажды к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) обратился один бедуин (из неуверовавших), и что-то попросил у него.
Дав ему то, что он просил, наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Сделал ли я тебе добро?»
Тот ответил: «Нет, ты не сделал ничего особенного».
Мусульмане разгневались и чуть не бросились на него.
Но Пророк (мир ему и благословение) приказал им успокоиться.
Войдя в дом, Пророк (мир ему и благословение) взял ещё что-то и отдал бедуину со словами: «Сейчас — оказал ли я тебе добро?»
Он ответил: «Да, да воздаст тебе Аллах, лучшему из людей!».
Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Ты сказал то, что сказал, но в сердцах моих сподвижников ещё остался гнев на тебя. Сказал бы ты то, что сказал мне сейчас перед ними, чтобы гнев покинул их сердца?» — и тот согласился.
На следующий день Пророк (мир ему и благословение) рассказал асхабам (сподвижники) об этом и сказал: «Я похож на человека, у которого сбежал верблюд, за которым погнались люди, тем самым только увеличивая страх и скорость животного. Хозяин просит людей остановиться и предоставить ему самому возможность обуздать верблюда: ведь он лучше знает своего верблюда. И он, дав верблюду пучок травы, успокоил его и обуздал». Пророк (мир ему и благословение) далее сказал: «Если бы я не остановил вас, то вы убили бы его — и он попал бы в Ад».
Мы видим терпение нашего Пророка, умение прощать грубость, обидные слова!
Наш Пророк – посланник милости, ниспосланный милостью для верующих и неверующих, для всего рода человеческого!
Доброта и милосердие ко всем творениям Всевышнего – отличительная черта Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). И эти качества должны стать отличительными чертами каждого мусульманина.
Он не был хмурым, он часто улыбался, был улыбчивым, словно «облако, дающее прохладу, шутил со своими сподвижниками, вёл с ними задушевные беседы. Любил играть с детьми и сажал их себе на колени.
Бывало, что кто-то из маленьких детей мочил его одежду, но это нисколько не раздражало Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Наш Пророк всегда отвечал на просьбы людей, не разделяя их на свободных и рабов, богатых и бедных.
Он навещал заболевших, даже если приходилось идти на другой конец города.
Когда кто-то просил у него прощения, он всегда прощал.
Если во время коллективной молитвы он слышал детский плач, то сокращалмолитву, опасаясь причинить трудность матери ребёнка.
Наш Пророк (мир ему и благословение) говорил:
«Я вступаю в молитву, намереваясь удлинить её, но когда я слышу плач ребенка — я поторапливаюсь из милосердия к матери и ребёнку».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто совершал намаз держа на руках свою внучку Умаму, дочь своей дочери Зайнаб. Когда он совершал руку’, он опускал внучку на землю, а когда вставал, снова поднимал ее.
Он также любил свою приемную дочь Зайнаб бинт Аби Саляму (доь своей жены Умм Салям), шутя брызгал в неё водой, играя с ней, когда она подходила к нему, в то время, когда он умывался.
Полны трогательных и добрых моментов супружеские взаимоотношения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с его женой Айшой (радыАллаху анха).
Во время совместных трапез, когда Айша отпивала из чаши, он пил, касаясь чаши губами в том же месте. Если она брала мясо, он брал себе кусок оттуда же. Они питали друг к другу трогательные чувства, и, поистине, любили друг друга.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ни разу не ударил ни одну из своих жен, никогда он не обращался с женщинами грубо и пренебрежительно.
Посланник Аллаhа Мухаммад, мир Ему, сказал: «Не из нас (то есть не из благочестивых) тот, кто не относится с милосердием к младшему, кто не относится с почтением и уважением к старшему, кто не призывает к добру и не запрещает зло».
В своей доброте и милосердии Пророк (мир ему и благословение) не делал различий между уверовавшими и не уверовавшими.
Ведь Всевышний Аллах заповедовал нам смысл:
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (Сура «Пчелы», аят 125).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Доброе слово — милостыня (то есть вернется благом сказавшему, как в земной жизни, так и в вечной)» Аль-Бухари ; аль‘Аскаляни Фатх аль-бари би шарх сахих аль-Бухари .
Мы обязаны призвать к добру и обязаны удерживать от совершения зла того, кто открыто совершает грехи и зло.
Это обязанность мусульманина!
Но для того чтобы советы действовали на людей, необходимо давать их с мягкостью, вежливо и тактично, избегая грубости.
И конечно же пример нам в этом, наш Пророк Мухаммад!
Аллаh Всевышний в Священном Кур`ане сказал о Пророке Мухаммаде(смысл): «Аллаh наделил Тебя милостью, и Ты поступил вежливо с ними (сахабами). Если бы Ты был грубым и имел черствое сердце, то они отошли бы от Тебя».
Призывающий к Аллаху должен быть в обществе людей, не отделяться от них, даже если его слова отвергают, а его оскорбляют.
Необходимо использовать все средства, чтобы вывести людей на правильный путь, но при этом помня слова Всевышнего Аллаха (смысл): «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник».
(Фуссылат (Разъяснены), 34-й аят)
Аллаh Всевышний в Священном Кур`ане сказал: «А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие» (Сура «Город» аят 17).
Пророк Мухаммад, обращаясь к людям с призывом, был самым кротким и мягким из людей. Именно это открыло ему путь к их сердцам и привело к тому, что они толпами стали принимать религию Аллаха. Поистине, только снисходительность призывающего людей к исламу, его мягкость и лёгкость общения с ним могут позволить ему найти путь к сердцам и душам людей, которые в этом случае примут правильное руководство. Посланник Аллаха словом и делом учил своих сподвижников проявлять кротость и мягкость по отношению к людям. Высказывания и поступки пророка пропитаны призывом к мягкости, милости и любви окружающим. Пророк не был мстителен и злопамятен. Отмщению он предпочитал прощение, а вместо того чтобы отчитать кого-либо за проступок, давал доброе наставление. Он не гневался, если кто-либо оскорблял его, и относился к людям снисходительно.
Когда его дочь Зейнаб хотела совершить хиджру в Медину, курейшиты пересекли ей дорогу, а один из них обошёлся с ней настолько грубо, что она получила тяжёлую травму и потеряла ребёнка. После вхождения мусульман в Мекку тот мужчина попытался сбежать, но впоследствии раскаялся и предстал перед Пророком. Несмотря на тяжесть совершённого им проступка, Посланник Аллаха простил его.
Посланник Аллаха сказал: “Воистину, Аллах добр и любит доброту. Он позволяет добиться благодаря доброте того, чего не добиться суровостью или чем бы то ни было иным” ( Муслим ).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах любит мягкость (доброту) в каждом деле»
(Бухари и Муслим).
Всего этого мусульманин должен неуклонно придерживаться во время призыва к религии Аллаха, во взаимоотношениях с членами собственной семьи и в торговых делах.
Мягкосердечие и доброта, милосердие и легкость Пророка, стали причиной того, что многие люди последовали за ним и приняли ислам. Это было бы невозможным без доброго увещевания, мягкого отношения, которые были присущи нашему Пророку (мир ему и благословение Всевышнего).
Он не унижал и не оставлял вопросы всех интересующихся, не избегал своих простых соплеменников. К каждому пришедшему к нему с вопросом, независимо от пола и возраста, он проявлял почтение и любезность. И по отношению к тем, кто еще не был мусульманином, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) был очень мягок и не позволял несправедливость по отношению к ним.
Один из племени курайшитов — Сухайль бин Амр — отличался ораторскими способностями, и часто высказывался против ислама в довольно яркой манере.Во время битвы при Бадре он попал в плен.
Умар (да будет доволен им Аллаха) предложил Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) выбить все передние зубы Сухайлю, чтобы он никогда больше не смог говорить плохо об исламе.
На что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Я не могу причинить ему такой вред. Ведь если я позволю себе такое, даже будучи Пророком, Аллах воздаст мне подобным же». Спустя время Сухайль принял ислам и стал одним из ближайших сподвижников Пророка (мир ему).
И естественно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) прививал эти качества своим сподвижникам, женам, детям воспитывая их на собственном примере.
«Поистине, вы посланы, чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» — часто повторял Мухаммад.
Давайте запомним наставление Пророка, которое он давал своей любимой супруге: «Аиша, будь добрее. Воистину, если Аллах желает семье мира, то поселяет среди них доброту». (Достоверный хадис передал Ахмад.)
Олицетворением нашего Пророка (мир ему), всей его жизни было милосердие, его манеры, дела и намерения были всегда добрыми и добродетельными, направленными на облегчение тягости других людей.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я не видел в своей жизни никого, кто бы относился к людям сострадательнее и милосерднее нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
В этой его мягкости и доброте – олицетворение лучших качеств, которые Аллах создал в человеке, и которые мы должны воспитывать в себе в стремлении стать ближе к Своему Творцу. Посланник Аллаха был добр и милосерден не только к людям, но и ко всем живым тварям.
Во время одного из походов сподвижники увидели воробья с двумя птенцами. Они отняли у него птенцов, и тот начал отчаянно махать крыльями. Когда Посланник Аллаха увидел это, он сказал: «Кто заставил его страдать из-за птенцов? Верните ему их!»
В другой раз, увидев сожжённый муравейник, он очень рассердился и сказал: «Кто сжёг их? Наказывать огнем может только Господь огня».
Милосердие Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) не заканчивается только этим миром. Оно продолжится для верующих и в мире вечном. В день страшного Суда Пророк (мир ему) будет заступаться за свою умму.
Как сказано хадисе: «У каждого пророка была одна мольба, на которую он непременно получал ответ. Каждый пророк обратился со своей мольбой, кроме меня. Я припас свою мольбу, чтобы заступаться за свою общину в День Воскрешения, и эта мольба охватит собой, если пожелает Аллах, всех, кто умер, не поклоняясь никому наряду с Аллахом» (Муслим).
Сказано в Коране: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром».
Имам Ахмад (4/29), что Абу Тальха аль-Ансари сказал: «Однажды утром посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) был в хорошем настроении и выглядел счастливо.
И люди спросили: «О, посланник Аллаха, этим утром вы в хорошем настроении и выглядите счастливым?» На, что он (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Ангел явился ко мне от моего Господа Всевышнего и сказал: ‘‘Кто помолится за тебя один раз из твоей Уммы, Аллах запишет ему десять благих дел и сотрёт десять его дурных поступков, поднимет его на десять степеней и ответит ему тем же’’». Хадис с хорошей цепочкой, хотя не приводится у Бухари и Муслима.
Также Муслим (408), Абу Дауд (1530), ат-Тирмизи (485) и ан-Насаи (3/50) передают от Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах!), что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), также сказал: «Кто помолился о благословении для меня один раз, Аллах благословит его десять раз». Ат-Тирмизи сказал, что это достоверный хороший хадис.