Касательно этой темы в исламской религиозной мысли существуют разные мнения. Все религиозные течения, принимающие то, что Аллах создал добро по Своей Воле и Могуществу, считающие, что добро происходит от Аллаха, разошлись во мнениях по поводу того, было ли зло создано Аллахом согласно Его Воле, можно ли считать уместным проводить связь между происхождением зла и Всевышним
Аллахом. Согласно точке зрения суннитов Всевышний Аллах, являющийся Создателем Миров, создает и добро, и зло, согласно Своей Воле. Ибо, все во Вселенной подчинено Его
Воле, Могуществу и Предопределению. Нет во Вселенной
никого, обладающего правом владения ею, кроме Него, Великого Властелина. Нет другого Обладателя Могущества,
кроме Всевышнего Аллаха. Однако Господь, создавая зло,
не одобряет его. Течение мутазилия происхождение зла не связывает с Аллахом, поскольку, Волю Аллаха оно воспринимает, как предписание, одобрение. Согласно точке зрения мутазилитов, Аллах желает и создает добро, а зло Он не желает и не создает. Ибо, по их мнению, так же, как скверно создавать зло, также скверно и хотеть создания зла, и это является недостатком. А Всевышний Аллах свободен от недостатков. Согласно точке зрения суннитов, совершать зло и обладать злостными качествами – это скверно. Однако создавать зло не является таковым. Например, талантливый художник, следуя всем тонкостям и канонам своего искусства, рисует на холсте образ безобразного, уродливого человека. Чтобы выразить свое восхищение его мастерством, а также выразить одобрение художнику, говорим: «Какой прекрасный
рисунок!» В этой ситуации то, что объект рисунка является
уродливым, не является причиной того, чтобы считать, что и
сам рисунок безобразен. Наряду с этим Господь Бог – Абсолютный Властитель. Существует множество сокровенных смыслов и тайн в создании Им зла. Независимо от нашей неспособности постичь суть сокровенных тайн и смыслов, в любом создании Всевышнего Аллаха, содержится много пользы, как для одного человека, так и для человечества в целом. Мы же сами, собственной волей, порой выбираем зло,
а Всевышний Аллах, согласно нашему выбору, создает его.
Однако Аллах одобряет лишь добро, но не зло. Выбравшие
добро будут вознаграждены, а выбравшие зло понесут наказание. То, что зло происходит по Воле Аллаха и создано Им, отнюдь не означает, что зло есть истина, справедливость и
правота. Всевышний Аллах создал вещи и их противоположности таким образом, чтобы люди могли легко распознать одушевленное и неодушевленное, хорошее и плохое, добро и зло, удовольствие и огорчение. Кроме того, Аллах указал нам множество путей, помогающих нам уберечься от зла, а также дал нам силу противостоять ему. Не будь в мире зла, мы не могли бы понять и оценить смысл добра. Тогда не реализовался бы сокровенный смысл мира, заключающийся в том, что этот бренный мир – есть мир испытания человека.
От рождения человек имеет склонность к совершению добра, а склонность к злу он приобретает позже. Огромную роль в этом играют способ и стиль воспитания и обучения, окружение человека, а также обычаи и традиции общества. Всевышний Аллах в 286-м аяте Суры «Аль-Бакара» использовал слово «кясб» применительно к приобретению добра и слово «иктисаб» применительно к обретению зла. Слово «кясб» означает «приобретать», а слово «иктисаб» — приобретать с трудностями.
Следовательно, человек приобретает добро естественным образом, не принуждая себя. Зло же человек приобретает не присущим его природе путем, находясь под чьим-то влиянием, воздействием, а также вследствие своего испорченного характера.