Духовный наставник или шейх или муршид — всё это названия для воспитателя души. Каждый человек, который находится в поиске, который не сидит сложа руки с разумом, погруженным в сон, нуждается в наставнике. Наставник — это второй отец.
Мы знаем, что любому человеку, который хочет научиться какому-то делу, необходим учитель. Будущему пекарю нужен мастер, передающий свой опыт ведения пекарного дела, спортсмену нужен тренер, чтобы научиться водить машину нужен инструктор. И так в любом деле. Тот, кто ищет Господа, должен обратиться к тому, кто уже многие годы занимается этим поиском или уже нашел Всевышнего.
Шейх — это не человек, который учит тебя шариатскому закону или даёт информацию о мирском. Настоящий муршид воспитывает своих мюридов. Он показывает им на своём примере, как правильно поступать в той или иной ситуации. Шейх — воспитатель человеческих сердец. Для каждой души у него есть свой ключ, который ему даровал Всевышний, чтобы он мог выводить своих последователей из тьмы равнодушия и духовной комы.
Важно помнить,чтобы не попасть к лжешейхам: неважно, какие «караматы» совершает шейх, неважно, что говорят о нём другие, важно, чтобы он следовал за идеями Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), советовал благое и уберегал от дурного и не отступал от законов шариата. В настоящем муршиде не видно гордости, не видно страсти и озлобленности, от него исходит покой и люди, окружающие его, пребывают в гармонии.
Шейх — человек, которому через сунну Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), Всевышний открыл некоторые свои тайны. Он приближенный раб Аллаха. Его цель — помочь другим приблизиться к Творцу.
Наставник дает человеку задания и через эти задания человек, ученик, мюрид очищают свои сердца, а их нафс слабеет и становится легкоуправляемым.
Посланник Аллаха (мире му и благословение Всевышнего) воспитывал своих асхабов, учил их зикру, будил на тахаджут намаз и призывал к дополнительным постам. Но к каждому сахабу у него был свой индивидуальный подход. С тех давних пор методы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) сохранялись школами тасаввуфа и применяются до сих пор.
Что говорят учёные ислама о «наставничестве»?
В суре «Покаяние» сказано:
«О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! БОЙТЕСЬ АЛЛАХА И БУДЬТЕ С ПРАВДИВЫМИ» (9:119).
Правдивые — это те, кто не скрывается, не боится и делает то, во что верит. Это главные качества настоящего учителя.
В книге «Фаджрульмунир» Ахмад Рифаи сказал: «Кто вступит на путь познания Аллаха сам (без наставника), тот растеряется в первых же своих шагах».
То есть познать Всевышнего без помощи приближенных рабов Аллаха очень трудно и очень долго.
Имам Аль-Газали (да будет доволен им Аллах) в книге «Икд аль-явакит» говорит: «Мюрид нуждается в шейхе или учителе, наставнике (устазе), за которым он будет следовать. Человека, у которого нет шейха, ведущего его по правильному пути, шайтан ведет по своему губительному пути».
Имам Аль-Газали предупреждает людей, которые самостоятельно решили познать Господа, что путь этот сложен и тернист, и не каждому дано дойти до истинного конца, ведь враг всех людей может помешать путнику и привести его в вечный ад.
Имам аш-Шарани (да будет доволен им Аллах) привел слова великих ученых в книге «Икд аль-йавакит»: «Кому не помогло видение своего шейха, тому не принесет пользу и сподвижничество». Шейх аш-Шарани (да будет доволен им Аллах) после этих слов говорит: «Когда ты поймешь вышеприведенное высказывание, то тебе станет ясно и очевидно, что, как говорили великие суфии, искренний мюрид достигнет познания Бога только благодаря помощи совершенного наставника».
Имам Раббани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тарикат нужен для доведения Шариата до совершенства».
Ахмад Заррук в своей книге «Каваиду тасаввуф» пишет, что «без шейха не обойтись, чтобы обращаться к нему за разъяснениям, подобно тому как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Вараке ибн Навфалю, когда ему внезапно явился ангел Джибриль (мир ему), так как тот был сведущ в вопросах пророчества».
То есть обращение к знающему человеку в делах веры является сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), на которого желает быть похожим каждый мусульманин.
Как выбрать муршида?
Муршид не всегда человек, обладающий абсолютным знанием шариата. Муршид — это воспитатель. Это благочестивый человек, который принадлежит тарикату, чья цепочка доходит до Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Муршид не должен совершать грехов и говорить речи, противоречащие Корану и Сунне. Ищите человека, который близок вам, которого вы понимаете и которого вы сможете часто посещать. Прежде,чем выбрать муршида, необходимо поговорить с ним или вести с ним переписку, чтобы познакомиться с его образом мышления, идеями и методами.
Пусть Всевышний одарит нас прекрасными наставниками и дарует сады Рая своим рабам, которые находятся в пути поиска Его довольства!
Подпишись на наш дзен, а также и на другие соцсети:
Zen — https://zen.yandex.ru/islam_ihlas
Instagram — https://www.instagram.com/mro_risalyat/
Телеграм — https://t.me/islamihlas
Вконтакте — https://vk.com/islam_ihlas
Youtube — https://www.youtube.com/risalyat