Наука о познании (эпистемология) базируется на понятии фитра – врожденной и еще не осознанной веры – которое не только не противоречит концепциям экзистенциализма и когнитивной психологии, но и дополняет их.
Об этом говорится в статье “Понятие фитры в эпистемологии” доктора философских наук Али Полосина. Труд опубликован в международном рецензируемом научном журнале «Minbar. Islamic Studies» при содействии Фонда поддержки исламской культуры науки и образования и Болгарской исламской академии (БИА).
Автор объясняет, что понятие веры находится не в структуре логических умозаключений, а является актом психики человека как проявление воли к жизни и поиску ее смысла, и потому в процессе познания мира вера является необходимым компонентом.
В статье доказывается, что диалектическая пирамида Гегеля основана на ошибочном исключении психического начала из эпистемологии. “Экзистенциальная философия и когнитивная психология поставили вопрос о необходимости возвращения к концепции поиска смысла как назначения человека. Учение Ибн Сины об интуиции опередило европейскую науку и стало вновь актуальным.
Понятие фитры в исламе в ее рациональном истолковании является мостиком, связующим различные науки с теологией”, – сказано в рецензии. Кроме того, автор рассматривает появление в эпистемологии феномена веры и анализирует трансформацию гипотетической веры в религиозную, а также соотношение между верой и религией.
Али Полосин, профессор Болгарской исламской академии, известен в России и за ее пределами как автор ряда научных трудов философского характера, которые затрагивают вопросы мировоззрения, конфессиональных взаимоотношений, противодействия радикализму и экстремизму, среди них: “Преодоление язычества”, “Прямой путь к Богу”, «Евангелие глазами мусульманина» и другие.