Согласно доктрине таких течений, как мутазилия, зайдия и школы салафия, которые считают, что деяние – это часть веры и ее столп, вера увеличивается и уменьшается качественно и количественно. Благодаря благим, добрым делам вера увеличивается, а совершение греховных деяний уменьшает ее. И это становится очевидным из некоторых аятов Священного Корана:
وَإِذَا مَا أُنزِلَتْ سُورَةٌ فَمِنْهُم مَّن يَقُولُ أَيُّكُمْ زَادَتْهُ هَـذِهِ
إِيمَاناً فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُواْ فَزَادَتْهُمْ إِيمَاناً وَهُمْ يَسْتَبْشِرُونَ
«Когда ниспосылается какая-либо сура, то среди неверующих объявляется такой, который спрашивает: «Кому из вас (т.е. из мусульман) эта сура добавила веры?» Тем же, кто уверовал, она увеличивает веру, и они ликуют». (Сура «Ат-Тавба» 9/124).
А аят из Суры «Аль-Фатх» 48/4 гласит следующее:
هُوَ الَّذِي أَنزَلَ السَّكِينَةَ فِي قُلُوبِ الْمُؤْمِنِينَ لِيَزْدَادُوا إِيمَاناً مَّعَ إِيمَانِهِمْ
«Он — тот, кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы они прибавили веру к своей вере».
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ
وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَاناً وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ
«Верующие — это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха; у которых, когда им произносят Его аяты, приумножается их вера; которые уповают на своего Господа.» (Сура «Аль-Анфаль» 8/2).
Согласно мнению богословов-суннитов вопрос усиления и ослабления веры следует рассматривать с двух сторон.
Вера с точки зрения количества положений, в которые следует верить (столпы веры), не увеличивается и не уменьшается. Ибо, если кто-либо уверовал в Аллаха, в Его Книги, Пророков, Судный день, но не уверовал в ангелов, то в подобном случае, человек не считается мусульманином. Если человек не принял один из столпов веры, как можно говорить о ее увеличении или уменьшении, когда он вообще не является верующим. Каждый человек обязан верить в одни и те же вещи. И в этом плане нет никакой разницы между ученым и невеждой, между пророком и простым смертным, между женщиной и мужчиной. Увеличение количества положений, в которые следует верить, было актуальным лишь для «счастливого века». Имам Абу Ханифа (умер в 150 г. Хиджры/767 г. н.э.) в связи с этой темой дал прекрасное объяснение: «Вера не увеличивается и не уменьшается. Ибо увеличение или уменьшение веры напрямую зависит от уменьшения или увеличения неверия. Думать, что один и тот же человек может быть одновременно и верующим и неверующим, было бы неверно».[1]
Вера может увеличиваться или уменьшаться с точки зрения ее качества. Некоторые обладают крепкой и совершенной верой, а у других она неустойчивая и слабая. У кого-то вера на основе информации – вера в заповеди религии и ее соблюдение без знания ее тонкостей (ильм аль-якын), у кого-то она поднимается на уровень досконального изучения информации, преобразования ее в знание и осознанное соблюдение (айн аль-якын), а у кого-то достигает уровня духовного переживания этого знания и соблюдения (хакк аль-якын). В упомянутых ниже аятах речь идет о такого рода увеличении и уменьшении веры. К примеру, Пророк Ибрахим (алейхис салям) пожелал, чтобы Всевышний Аллах продемонстрировал ему каким образом Он воскрешает мертвых. В Священном Коране говорится, что в ответ на пожелание Ибрахима (алейхис салям), Аллах спросил у него:
أَوَلَمْ تُؤْمِن
«Неужели ты не веришь?»
И Пророк Ибрахим (алейхис салям) ответил:
بَلَى وَلَـكِن لِّيَطْمَئِنَّ قَلْبِي
«Конечно, я верю! Это (т.е. увидеть) для того, чтобы мое сердце успокоилось». (Сура «Аль-Бакара» 2/260).