Уделять Кор’ану, первостепенное значениеНиспосланный, как руководство для человечества, Священный Кор’ан является аманатом, вверенным Всевышним Аллахом нам, Его рабам. Преподнести этот аманат сначала себе, а потом – всем другим рабам Аллаха, является самым важным служением. В хадисе Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится:
«Самый лучший из вас тот, кто изучает Священный Кор’ан и обучает ему» (Бухари, Фадаил-уль-Кур’ан, 21).
Самое великое служение, которое может быть оказано человеку, – это помочь ему обрести удел в вечной жизни. Путь к этому – умение наставить его так, чтобы он стал верным рабом Аллаха, и это возможно только через наставление и украшение его нравственности высокими чувствами Кор’ана.
Кор’ан является лекарством и облегчением для больных и измученных душ, источником божественной Мудрости. Всевышний Господь представляет Слово Свое человечеству так:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ قَدْ جَاءتْكُم مَّوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّكُمْ
وَشِفَاءٌ لِّمَا فِي الصُّدُورِ وَهُدًى وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ
«О люди! К вам от вашего Господа пришли увещевание, исцеление тому, что в сердцах, [указание на] прямой путь и милость верующим» (Йунус, 57)
Содержащий нетленные ценности, истины и тайны, способные удовлетворить человеческий нужды вплоть до Судного дня, Священный Кор’ан одновременно является величественным руководством. Всевышний Аллах в Священном Кор’ане говорит:
«Воистину, Кор’ан ведет [людей] наиболее прямым путем и возвещает верующим, которые вершат добрые деяния, весть о том, что им уготована великая награда» (Аль-Исра, 9)
Так как Священный Кор’ан является истинным руководством вплоть до Судного дня, каждый му’мин, находящийся под сенью его, должен до раскрытия перед ним врат смерти стараться жить в соответствие с его наставлением. То есть, надо верно следовать руководству Кор’ана и взять на себя ответственность реконструкции и возрождения юных поколений, которые с этим великим аманатом станут причиной истинного пути и счастья человечества в будущем. Насколько важна эта миссия, показывает случай, имевший место еще при жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) послал к племенам Ра’л, Закван, Усаййа и Бану Лихйан семьдесят «чтецов» из благородных ансаров для обучения их Кор’ану. Но в местности Би’р-и-Ма’ун они попали в засаду и стали шахидами. Когда до Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) дошла трагическая весть о происшествии, он целый месяц читал бад-ду’а для совершивших это.
Не ответивший тем, кто закидал его камнями в Таифе, Посланник милости и милосердия проклял тех, кто поднял руку на учителей Кор’ана; и это показывает, насколько тяжко это злодеяние, а также – какое почетное место в системе ценностей Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) занимают те, кто искренне учит других Священному Кор’ану.
О том, насколько трепетно и уважительно относился Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) к обучению Священному Кор’ану, свидетельствует та любовь к Книге Аллаха, что он сумел привить своим сахабам. Вот один из случаев, раскрывающих глубину чувств сахабов к Священному Кор’ану.
Во время битвы Затур-Рика двое сахабов, Аммар бин Йасир и Аббад бин Бишр (радыйаллаху анхума), обратившись к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), вызвались нести дозор в ту ночь. Получив согласие Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), Аммар (радыйаллаху анху), который не был в дозоре в первую половину ночи, отправился спать. Его товарищ Аббад (радыйаллаху анху) встал на намаз. В это время, подкравшись тайком, один из неверных пустил в него стрелу. Но, не выходя из намаза, Аббад (радыйаллаху анху) вырвал из тела стрелу и продолжил молитву. Однако, вслед за первой, его пронзила вторая стрела, потом – третья. Он, не оставляя намаза, только вынимал их из своего тела. Наконец, выполнив руку’а (поясной поклон) и сажда (земной поклон), он разбудил своего товарища Аммара (радыйаллаху анху):
– Вставай! Я ранен.– Увидев вскочившего Аммара, неверный понял, что их здесь двое, и убежал. Аммар, взглянув на окровавленного Аббада, воскликнул:
– Субханаллах! Почему ты не разбудил меня сразу, когда возникла опасность! – Аббад (радыйаллаху анху), исполненный любви и уважения к намазу и чтению Кор’ана, ответил:
– Я начал читать целую суру. И не хотел портить намаз, не закончив ее. Но, почувствовав, что в меня летят стрелы, сделал руку’а, потом разбудил тебя. Клянусь Аллахом, если бы не приказ Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не отдавать эту расщелину, я предпочел бы умереть, чем остановиться на середине суры и прервать намаз!22
¯
Как уважение, тоска и благородная любовь к Кор’ану возвышают души, так же пренебрежение и неуважение к нему является главной причиной греховности, отказа человека от духовной жизни. Из всех грехов, перечисленных Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), «забвение изученного Кор’ана» было отмечено им, как самое тяжкое (Абу Дауд, Салят, 16).
Поэтому, мы должны научиться сами и научить своих детей Кор’ану, должны жить в соответствии с ним, полюбив его и переняв его нравственность так, чтобы стало возможным наше возрождение через духовную мудрость и щедрость его. Иначе Священный Кор’ан не останется в душах. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)предрекал:
«В моей умме настанут времена, когда увеличится число чтецов Кор’ана, но понимающих его будет мало (поступающих в соответствии с его мудростью), тогда (и) удалится знание… Затем настанут времена, когда то, что читается (и вовсе) не будет распространяться далее горла (будет озвучиваться, но не осмысляться)…» (Хаким, Мустадрак, IV, 504).
Всевышний Аллах говорит в Священном Кор’ане:
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: «Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня!» (Али Имран, 190-191)
Когда снизошли эти аяты, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:
«Горе тем, кто не размышляет над этим!»
В другой передаче его слова таковы:
«Горе тем, кто, шевеля губами, не думает о содержании прочитанного!..» (Ибн-Хиббан, Сахих, II, 386).
Это означает, что обучение Кор’ану должно начинаться с умения войти в атмосферу его величия, погружения в мир его смыслов. Иначе, чтение Кор’ана без размышления и без чувств, может привести к тому, о чем сказано в благородном хадисе:
«…не будет распространяться далее горла», то есть не принесет никакой пользы духовности раба.
¯
В каждую эпоху все великие дела во имя Аллаха и истины совершались благодаря усердию в служении Священному Кор’ану. В наши дни такая воля и стремление являются жизненно важными. Для того, чтобы сегодня вся умма всколыхнулась и вернулась к своему истоку, необходимо возродить былое отношение и интерес к Священному Кор’ану.
Вера в обещание Всевышнего Аллаха «завершить Свой Свет для нас», т.е. в то, что религия Ислам станет единственной — это одно из условий веры. Но, так как это обещание Господа будет воплощаться в жизнь руками самих людей, каждый из нас должен приложить безграничное усилие и самоотверженность для реализации этого обещания. Иначе, когда Господь завершит Свой Свет, те, кто проявлял пренебрежение в служении, будут отвечать за это. Всем известно о божественной каре, постигшей троих людей, которые участвовали во всех походах Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), но отказались участвовать в походе на Табук. Поэтому, чтобы избавить себя от подобной участи, следует проявлять рвение в делах веры и победы Ислама, которые превзойдут по значимости любые другие мирские и личные дела. Что может быть благороднее и удачнее, чем получить долю в служении, относящемся к вере? А надеяться на то, что только упования и надежды без приложения каких-либо усилий и затрат достаточно, чтобы божественная Воля одержала верх, является противоречащим духу Ислама.
Сегодня, когда люди подобны щепкам в бурном потоке различных течений и моды, нам, чтобы устоять на ногах и не привлечь к себе чего-либо от неверия, безбожия и беспринципности, как никогда раньше, необходимо учить членов своей семьи и своих близких Священному Кор’ану, стремиться к распространению его света, мудрости и щедрости. Нельзя забывать о своей нужде в Священном Кор’ане. Постоянная связь со Священным Кор’аном позволит нам следовать в пределах границ, установленных им повелений и запретов, перенять и украсить себя его высокой нравственностью. В противном случае, мы понесем огромный ущерб, променяв вечное будущее на преходящие удовольствия.
Те, кто живет вдали от света Кор’ана, путешествует во мраке жизни. Особенно необходимо обучать наших детей Кор’ану, основам религии, веры и нравственности в период, когда они получают образование. То, что достаточно только семейного религиозного воспитания, неверно. Как светские науки изучаются не в семье, а в школе, так и религиозное образование следует получать у компетентных преподавателей. Вместе с тем, занимаясь религиозным образованием собственных детей, мы не должны обходить вниманием молодежь, что рядом с нами.
Причиной самой горькой утраты, которую может понести человек – самое совершенное создание во Вселенной, является молодое поколение, не обладающее духовностью и выросшее вдали от света Кор’ана. Главнейшей обязанностью отцов и матерей является не питание детей разнообразными продуктами, порой доходящее до излишества, а предоставление им обильную духовной пищи и радости, наставление их на истинный путь.ÂÂ
В наше время, когда люди все более впадают во власть материального мира, преподавателям Кор’ана следует проявлять еще большую заботу о своих учениках. Сердце ученика должно напитаться любовью своего учителя. Прежде, чем приступить к изучению «Алиф-ба» (алфавита), он должен все узнать о букве «Алиф». Его маленькое сердце должно быть готовым вместить сияние любви Аллаха и Его Посланника, несущее высокую мудрость. Вся тонкость, превосходство и красота Ислама должны найти отражение в этих непорочных сердцах.
Обучение Слову Аллаха необходимо начать с развития способности переживания, внимая Ему. Таким образом, маленькие, чистые сердечки почувствуют отличие алфавита Кор’ана от любого другого, и на протяжении всей жизни будут питать уважение к нему. Соединив же сердце со смыслами этой Великой Книги, станут кладовыми озаряющих божественных откровений23.
Когда непорочные сердца пропитываются возвышенной любовью и духовной привязанностью к Аллаху, Его Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) и Кор’ану, тогда и все другие виды поклонения наполняются радостью и смирением, совершенствуются. С укреплением веры обогащается их духовный мир. Поэтому Священный Кор’ан они читают с большим наслаждением. Более строго относятся к повелениям и запретам шариата. Перенимают высокую нравственность Кор’ана и Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Иметь такого ребенка является приобретением вечности для родителей. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в благородном хадисе говорил об этом:
«Аллах возвеличит в степени праведного раба, вошедшего в рай. Удивленный раб спросит:
– О Господь! Чем я заслужил таких высот?
Всевышний Аллах скажет:
– Причина этому – твое дитя, просящее прощения для тебя и делающее ду’а за тебя. (Ахмад бин Ханбаль, II, 509; Ибн Маджа, Адаб, I).
В другом благородном хадисе говорится:
«Со смертью человека прекращается запись всех его благодеяний, кроме трех. Это – живая милостыня, оставленное им знание, которое приносит пользу, праведное дитя, которое делает за него ду’а» (Муслим, Васиййат, 14; Тирмизи, Ахкам, 36).
И в заключение скажем, что работа по обучению Священному Кор’ану является духовной деятельностью, требующей большой заботы и внимания, а также – высокой милостью Аллаха рабу Своему.