Он имел смуглую кожу. Его кругловатое лицо излучало свет, борода была редкой. Его тяготение к Истине и упоение ею были на крайне высоком уровне. Он был очень набожен и
аскетичен. Его караматы были известны, но он скрывал их.
Прикладывал огромные усилия, чтобы выполнить принцип: «Познавший себя познает своего Господа». Он находился в такой степени совершенства, что в его жизни отразились и физические, и метафизические стороны тасаввуфа.
Двадцать вторым в золотой цепи преемников стал сын и преемник Дервиша Мухаммада – двадцать первого преемника – Хаджеги Мухаммад Имканаги. Родился он в 918/1512 году в селении Имкенэ, что между Самаркандом и Бухарой. Как свои начальные знания по исламу, так и высшие знания по тасаввуфу, он получил от своего отца, оставаясь помощником его при его жизни и став его преемником после его смерти.
Имя Хаджеги происходит от слова «хадже», которое означает «учитель» и используется как приставка к именам шейхов Накшибандийя. Последняя в слове буква «г» трансформировалась из буквы «х», которая идентична окончанию «йя», означающему принадлежность. «Имканаги», по аналогии с предыдущим словообразованием, означает происхождение из селения Имкенэ.
Этот выдающийся мутасаввиф, который, как и его отец,
жил в период расцвета тасаввуфа в Османском государстве,
к сожалению, для многих остался неизвестным. Несмотря на
то, что он целых 38 лет был шейхом и духовным наставником
тариката Накшибандийя и прожил почти целый век, умерев в
1008/1599 году, он был не особо известен в Османском государстве. Сведения же о нем, его жизни и деятельности, вероятно, могли сохраниться в библиотеках Ташкента и Бухары, но это требует особого труда и новых поисков, так как после долгих лет коммунистического режима такая информация могла просто не сохраниться. Нашим же основным источником было и остается произведение Абдуллаха бин Мухаммада аль-Хани «аль-Хадаикуль-Вардиййя фи Хакаик Аджилля-и Накшибандийя», в котором сведений о нем также мало. Произведение, в котором, как об этом упоминает аль-Хадаикуль-Вардиййя, о шейхе Хаджеги Мухаммаде Имканаги говорится достаточно подробно, называется Шарх Сильсилятуз-Захаб, но и до него мы еще пока не добрались. А посему надеемся, что после того как двери в архивы и библиотеки тюркских государств будут открыты, и мы получим доступ и к этим произведениям, это
значительно облегчит наш поиск.
Источники: аль-Хадаикуль-вардийя, с.177; Адаб, Стамбул 1326, с.59;
Джамиу караматуль-аулия, II, 307; Хадикатуль-аулия, II, стр. 90-91; ад-Дурарун-надид стр. 41; Иргамуль-марид, с.68; Иргамуль-марид Пер. с. 83.