ПОДЕЛИТЬСЯ

Каждый верующий хочет приобрести хорошие качества. Лучшим примером для мусульманина является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) и его сподвижники.

«В Судный день на весах деяний человека ничего не будет тяжелее, чем прекрасная нравственность. Аллах презирает совершающих низменные поступки и сквернословящих людей» (Тирмизи, Бирр, 62).

«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмеренным? Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал» (аль-Инфитар, 82/6-8)

Чтобы прожить жизнь правильно, с истинной идеей в сердце, как подобает человеку, есть одно условие – достижение религиозной и нравственной высоты. Примером человеческого совершенства и вершины прекрасной нравственности является Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Всемогущий Аллах, подтверждая его качества, сказал: «Воистину, ты превосходного нрава!» (аль-Калям, 68/4).

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов сообщил: «Аллах меня воспитал и каким же прекрасным сделал это воспитание» (Суйути, Джами’ус-Сагир, I, 12).

«В Судный день на весах деяний человека ничего не будет тяжелее, чем прекрасная нравственность. Аллах презирает совершающих низменные поступки и сквернословящих людей». (Тирмизи, Бирр, 62).

«Аллах послал меня, чтобы завершить прекрасную нравственность» (Имам Малик, Муватта,Хуснуль-Хулк, 8).

«Посланник Аллаха – образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно» (аль-Ахзаб, 33/21).

Нам следует извлекать пользу из духовной жизни и высокой нравственности Посланника мирам (саллаллаху алейхи ва саллям).

А это может осуществиться благодаря нашей любви к нему и умением проникнуться его духовностью. Это духовное проникновение пробуждает в му’мине такие качества, как милость, щедрость, сострадание, прощение и стремление делиться имеющимся со своими братьями по вере. Проявление этих качеств доставляют огромное удовольствие самому человеку. Сахабы, аулия, праведники – все они являются примером такой нравственности.

«Пока вы не будете желать для своих братьев по вере того же, что желаете для себя, вы не станете истинно верующими» (Бухари, Иман, 7; Иман, 71-72).

«Никогда не радуйся беде брата по вере! Аллах своей милостью спасет его, а тебя подвергнет испытаниям» (Тирмизи, Кыйамат, 54).

Абу Хурейра (радыйаллаху анху) передает хадис о милосердии и сострадании Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «В одном из сражений мы попросили Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) проклясть врагов, чтобы Аллах стер их с лица земли. Но он ответил: «Я послан не для проклятий, а как милость для миров» ( Бирр, 87).

Всемогущий Аллах в Коране сказал: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (аль-Анбийа, 21/107).

Избранный раб Аллаха Ахмад ар-Рифаи (рахматуллахи алейхи) сделал своим ученикам следующее наставление: «Эй, жаждущий познания! Все, что у тебя есть, трать на пути Аллаха. Следуй по стопам Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Дни и ночи проводи в поклонении и строй хорошие отношения с другими. Только таким образом можно достичь «ма’рифат», в противном случае, ничего не достигнешь на этом пути. Не сможешь проникнуться его нравственностью – будешь рабом, полным недостатков и изъянов».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего): «Большинство людей не знают ценности двух благ: здоровья и свободного времени». (Аль-Бухари).

В Коране имеется аят такого смысла: «И каждая душа вкушает смерть. Мы испытываем вас злом и добром для искушения, и к Нам вы будете возвращены» (сура 21, аят 35).

«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Коран, 103:1-3)

Ценить время.

Мусульманину очень важно ценить время. Время быстротечно, невозвратно, это ценный дар, которым владеет человек и который может быть отнят у него в любой момент. Аллах — Дарующий, но Он также и Забирающий. Незаметно проходят годы месяцы, но Всевышний Аллах напоминает нам в Коране, что , но когда мы встанем перед ним в День Суда, наше время на земле, все что мы пережили, о чем мечтали и во что верили, покажется нам одним днем.

Но если мы потратим минуты, часы, дни и недели на благо, то наше время нельзя будет считать упущенным!!!

Верующий не должен тратить драгоценное время на вещи, которые не приблизят его к Создателю. Деяния, которые не приносят пользы лично нам, обществу или человечеству в целом, напрасные деяния, уничтожившие наше время. Ислам распределяет вещи по степени важности. Лучшие из нас привыкли ценить и каждую секундой своего времени.

Священный Коран гласит (смысл): «И когда ты останешься свободным, продолжи трудиться (молитвой и поклонением) и только к Господу твоему устремляйся» (сура 94, аяты 7, 8).

Имам Газали предостерегал от напрасной траты времени:«О сын! Представь, что ты сегодня умер. Мгновения жизни, проведённые в гафлате (отвлечённости от Аллаха), заставят тебя страдать. Ты будешь повторять: ах, если бы… но время будет упущено!»

Творить добро на Земле.

Также каждый верующий человек должен стремиться делать много добра для всех созданных, ведь они творения Всевышнего. Если в сердце есть любовь к Творцу, то и должна быть любовь к творениям.

Аллах Всевышний сказал: «… сдерживают свой гнев и прощают людям(, ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!» (“Семейство Имрана”, 134)

Всевышний также сказал: «Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных!» (“Преграды”, 199)

«Не равны между собой доброе и дурное: отражай же (дурное) тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. И не будет наделён этим никто за исключением проявлявших терпение и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом». (“Разъяснены”, 34 — 35)

Всевышний также сказал: «Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это — от решимости в делах». (“Разъяснены”, 43)

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Ашаджжу Абд аль-Кайсу: “Поистине, присущи тебе два качества, которые любит Аллах: кротость и терпеливость”». Муслим

«(Как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Поистине, Аллах добр, и Он любит (проявления) доброты во всём”». аль-Бухари

«Поистине, Аллах добр, Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное». Муслим

«Доброта всегда украшает собой то, в чём она есть, а когда что-то лишается доброты, это неизбежно приводит к бесславию». аль-Бухари

«Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) говорил: «Не гневайся». Малик, Ахмад, аль-Бухари, ат-Тирмизи

Искренне верующие стараются потратить время на самосовершенствование, благие деяния ради обретения ещё большей близости к Господу и Его благоволения. Закончив одно дело, мумин берётся за другое, он всегда спешит сделать добро.

Передано, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ни один из вас не будет спасен по своим деяниям». Они сказали: «И даже ты?» «И даже я, до тех пор пока Аллах не проявит мне Свою Милость. Поэтому совершайте благие деяния правильно, искренне и с умеренностью, и поклоняйтесь Аллаху до полудня и после, и часть ночи, и всегда придерживайтесь умеренности и вы достигнете вашей цели (Рая)» (Бухари).

Но не следует гипертрофировать своё поклонение, не впадать в крайности, всё должно быть разумно и красиво. В Коране сказано: «Не проявляйте чрезмерности в вашей религии» (ан-Ниса, 4:171).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) и его последователи на различных примерах доказывали недопустимость чрезмерности:

1) Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

«Однажды, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел пожилого мужчину, который хватался за двух своих сыновей и шел, он спросил: “Почему он так идёт?” Ему сказали: “Он дал обет, что будет идти пешком”, на что он сказал: “Воистину, Аллах не нуждается в том, чтобы этот мужчина себя мучил”, затем он приказал мужчине ехать верхом» (Бухари, Муслим)

2) Передают со слов Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал проповедь, он увидел мужчину, который стоял. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал расспрашивать о том, почему он не сидит, на что ему сказали, что тот мужчина дал обет, что всегда будет стоять, не укрываться от солнца, не разговаривать и что всегда будет соблюдать пост. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Скажите ему, чтобы он разговаривал, укрывался от солнца, сидел и разговлялся”» (Бухари).

3) Передают со слов ‘Укбы ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Моя сестра дала обет, что она совершит хадж пешком и попросил меня спросить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно ее обета. Когда я спросил об этом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Пусть она совершит хадж пешком и верхом”» (Бухари, Муслим).

4) Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел веревку, привязанную между двумя столбами, он спросил: “Что это за веревка?” Ему сказали: “Это – веревка Зайнаб, она держится за нее, когда устает совершать намаз”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Развяжите веревку. Пусть каждый из вас совершает намаз, пока у него есть силы на это, когда же он устанет, пусть отдохнет”» (Бухари).

5) Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был в пути, он увидел мужчину, вокруг которого собрались люди и осеняли его. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что с тем мужчиной?” Ему сказали: “Он соблюдает пост”, Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Соблюдение поста во время путешествия не является благочестием”» (Бухари, Мусли).

6) Сообщается, что однажды один мужчина сказал Абдуллаху ибн Умару, да будет доволен им Аллах: «О Абу Абд ар-Рахман! У меня есть силы соблюдать пост во время путешествия», на что Абдуллах ибн Умар сказал: “Тот, кто не примет разрешение Аллаха [то есть если человек не согласен с тем, что Аллах разрешил ему не соблюдать пост во время путешествия,] то получит грех, подобный по своему размеру горе Арафа”» (Ахмад).

7) Сообщается, что ибн Укейль сказал: «Однажды ко мне пришел мужчина и сказал: “Я окунаюсь в воду несколько раз, но при этом сомневаюсь в том, действительно ли мое большое омовение (гусль) или нет. Что ты скажешь об этом?” Я ему сказал: “Иди, тебе не обязательно совершать намаз” Он спросил: “А как так?” Тогда я ему сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Троим не запишется грех [если они не будут выполнять обязательные поклонения]: сумасшедшему, пока он не придет в себя; спящему, пока он не проснется; младенцу, пока он не достигнет совершеннолетия”. Тот, кто окунается в воду несколько раз, но при этом сомневается в том, попала ли вода на его тело или нет, является сумасшедшим”» («Игаса аль-ляхафан»).

Мусульманин должен проявлять умеренность при соблюдении поста, раздаче милостыни и совершении любых других благих дел.

Аллах милостив к тем, кто его любит. Он говорит в Коране:  «О сыны Адама, берите свои украшения у каждой мечети, ешьте и пейте, но не излишествуйте, ведь Он не любит излишествующих». (сура «Аль -А’раф»: 31).

«О те, которые уверовали, не запрещайте блага, которые дозволил вам Аллах, и не совершайте насилие — поистине, Аллах не любит насилие. Ешьте из тех разрешенных благ, которыми наделил вас Аллах, и бойтесь Аллаха, в Которого вы верите» (сура «Аль-Маида»: 87-88).

Эти священные аяты поясняют подход Ислама к наслаждению благами и борьбе с чрезмерностью и крайностью, которые имеются в некоторых религиях.

Поэтому, когда Пророк (мир ему и благословение) послал Муаза и Абу Мусу в Йемен, он дал им следующие наставления: «Облегчайте и не усложняйте, а также радуйте и не вызывайте отвращения, и соглашайтесь друг с другом, а не будьте в разногласии…» ( Аль-Бухари и Муслим).

Сказал Пророк (мир ему и благословение): «Истинно, религия — легкость, и тот, кто будет чрезмерным в религии, проиграет. Так выпрямляйте и приближайтесь, и радуйтесь!» (Аль-Бухари и Ан-Насаи от Абу Хурайры).

Ислам – это религия, направленная на установление гармонии в душе человека. Господь не требует ничего выше наших сил, Он Милостив к своим творениям, и наша задача жить правильно по законам Всевышнего, проповедуя истину.