7 сентября будет День города Москвы. В столице живут представители самых разных народов, исповедующие разные религии. К этому событию мы решили написать о некоторых фактах, обосновывающих долгую связь столицы России с мусульманскими народами.
Со времен раннего средневековья в Москве присутствовали различные мусульманские этнические группы: крымские татары, ногаи, таджики, турки, узбеки, иранцы и азербайджанцы, тем не менее, московские мусульманские общины вплоть до конца 20 века прочно ассоциировались именно с татарами.
Татары считаются самой многочисленной мусульманской диаспорой в России. По разным оценкам, только в Москве и Московской области их проживает сегодня около полутора миллионов. Первые контакты с Исламом начались в Древней Руси с торговых отношений. Князья вели дела с Волжской Булгарией, затем появилась Золотая Орда, которая сделала князей Руси своими вассалами, что привело к ещё более близкому соприкосновению русского и татарского народов.
Затем появилось такое понятие как «служилые татары». Служилые татары формировались из представителей татарской феодальной знати, наемников из Золотой Орды и татарских ханств, затем, после завоевания Казанского ханства (1552), из ясачных (вследствие превращения их собственных наделов в поместья), а также живших в отданных им на «кормление» городах (Кашире, Серпухове, Романове, Юрьеве-Польском, Боровске и т. д.). «Передача» русских земель татарским царевичам значила только получение ими с этих городов средств на содержание себя и своих воинов как платы за военную службу на русских. Татары участвовали в Ливонской войне (1558—1583), военных походах России, охраняли границы. За службу получали небольшое земельное, денежное и хлебное жалованье. Они подчинялись своим ханам, мурзам и бекам (князьям). Их конные отряды обычно присоединялись к тем полкам, к которым им приказывали. В начале XVIII века были переведены в сословие государственных крестьян и положены в подушный оклад. Занимались торговлей. В частности, казанские слободские татары вместо жалованья имели право торговать, не будучи причисленными к купеческому сословию.
Татары живут в Москве с XIII-XIV веков. Многие сейчас и не догадываются о татарском происхождении названий городских улиц. Первые татарские поселения начали появляться в Москве в XIV веке. Выходцы из Золотой Орды селились в районе Замоскворечья небольшими общинами, и сегодня о временах Татарской слободы напоминают названия некоторых улиц: например, Большой Татарской или Ордынки. Место было выбрано не случайно. Во-первых, через Татарскую слободу проходила дорога в Золотую Орду, от этой дороги осталось название «Ордынка». В старину Ордынка тянулась дальше современных ее границ. Важным было и то, что Татарская слобода находилась далеко от крупных районов Москвы, поэтому русское население было изолировано от влияния татар. Со временем татарские районы стали заселять русские, а татары стали покупать дома на Пятницкой и Новокузнецкой улицах.
К сегодняшнему дню на территории бывшей Татарской слободы сохранилась Московская Историческая мечеть, построенная в начале XIX века. Первая мечеть в Татарской слободе упоминается в документах 1712 года, она была построена во дворе князя Суламита-мурзы Сименея, переводчика Иностранной коллегии. В 1770-х годах после эпидемии чумы здание продали купцу Щукину. По одной из версий новый хозяин приказал снести мечеть из-за ветхости, по другой — она сгорела в пожаре 1812 года во время Отечественной войны. Московская же историческая мечеть была построена в 1823. Участок для строительства подарил купец Назарбай Хашалов. Мечеть обязали выполнить без признаков исламского культового сооружения. С точки зрения архитектуры это получилось каменное одноэтажное здание, которое не отличалось от соседних построек. В 1881 году при правлении Александра II было разрешено придать мечети канонический вид и достроить минарет и купол. Проект реконструкции выполнил архитектор Дмитрий Певницкий.
Рядом с Татарской находилась Толмачевская слобода, где жили толмачи – переводчики, служившие при царском дворе. Большинство толмачей были татарами, участвовавшими в переговорах между Русью и Ордой. Позднее появились и русские толмачи. Все они жили в одной слободе, о которой напоминают современные Толмачевские переулки вблизи метро «Новокузнецкая».
Татары Замоскворечья активно участвовали в торговой жизни Москвы. Центром торговли был Охотный Ряд и Китай-город. Чтобы добраться до них, необходимо было перейти через Москву-реку. Вблизи Кремля Москва-река была мелководной, по берегам заросшей кальманом. Это препятствие татары стали называть «балчех» – грязь, топкое место. Отсюда название нынешней улицы Балчуг.
Границы города расширялись, появлялись новые районы, населенные татарами. К юго-западу от Татарской слободы образовалась слобода татар-кожевников. Кожа, выделываемая ими, славилась в городе. Позднее татар-кожевников вытеснили русские ремесленники, но осталось название Кожевнической улицы вблизи метро «Павелецкая».
Сохранилось название Конного переулка вблизи метро «Шаболовская», где в старину находился самый большой в Москве рынок скаковых лошадей. Он был основан татарами-ногайцами, которые пригоняли лошадей из степи. Здесь была и самая большая в Москве конская бойня и рынок конского мяса.
Перед Куликовской битвой (1380 год) из Большой Орды на русскую службу перешел знатный татарин Серкиз. Серкиз принял православную веру и на Куликовской битве был верным сподвижником Дмитрия Донского. За верность и храбрость Серкизу пожаловали селение к востоку от Москвы, которое получило название Серкизово. Ныне это крупный столичный район Черкизово.
Севернее Черкизова сохранилась небольшая улица Алымова. Кто был тот загадочный Алым (Алим), история умалчивает. Ясно только, что Алим, подобно Серкизу, был служилым татарским князем-землевладельцем.
Много споров вызывает происхождение названия улицы Арбат. Версия связи Арбата и татарского слова «арба» (телега) маловероятна. Скорее всего, название «Арбат» произошло от арабского слова «рабат» (предместье, пригород), потому что Арбат действительно был пригородом по отношению к Кремлю.
Ордынка, Толмачи, Черкизово, Арбат: Все это связано с седой историей. Но есть на карте Москвы татарские названия советской эпохи.
На востоке Москвы, недалеко от метро «Семеновская», есть улица Ибрагимова, названная в честь видного советского революционера. Шаймардан Нуриманович Ибрагимов (1899-1957 гг.) внес большой вклад в развитие востока Москвы.
На северо-западе столицы стоит памятник видному советскому военному деятелю, герою Советского Союза Дмитрию Карбышеву (1880-1945 гг.), татарину. Памятник установлен на бульваре генерала Карбышева.
В столичном районе Орехово-Борисово с 1976 года существует улица Мусы Джалиля – в честь поэта-героя.
Первое татарское кладбище располагалось рядом, на месте нынешнего парка Горького. В 1914 году в Малом Татарском переулке нефтепромышленник Шамси Асадуллаев построил четырехэтажное здание в восточном стиле, где разместилась частная школа для мусульман. До 1941 года там располагался татарский дом просвещения с детским садом, школой, молодежным клубом, приютом, театром, типографией, а также различными студиями, в том числе литературным кружком поэта Мусы Джалиля.
Многие названия татарского происхождения стали символами столицы России – свидетелями многовековой истории московской татарской общины.
Татары – мусульмане и граждане Российской федерации, они прожили бок о бок с русским народом, вместе воевали против иноземных захватчиков, вместе восстанавливали Россию после великих потрясений. Мы всегда были вместе. Россия – наша общая Родина. Мы вместе участвовали в становлении этого государства. Надеемся, что и в дальнейшем никогда не будет преград в дружбе наших народов.
В статье использованы публикация Марата Сафарова из газеты «Татарские новости» и материалы из Википедии.