Толкование Священного Корана — ответственное дело, которое доступно не каждому человеку. Чтобы толковать Слово Всевышнего, необходимо обладать огромным багажом знаний.
Как толковать и кто может толковать Коран?
1) знать арабский язык в совершенстве;
2) знать историю: в каком порядке были ниспосланы аяты Корана;
3) знать причины ниспослания аятов Корана;
4) знать аяты «насих» (отменяющие) и «мансух» (отменённые);
5) знать какой аят является «муджмаль»(требующий объяснение) и какой является «муфассиль» (ясные);
6) знать какой аят является «мутлак»(безусловный) и какой является «мукаййад»(обусловленный);
7) знать какой аят является «мухкам»(ясные) и какой является «муташабихат»(неясные);
8) знать какой аят является «амм»(общее) и какой является «хасс» (частное);
9) знать в каких вопросах существует «иджмаъ» (единодушное мнение);
10) знать в каких вопросах существует «ихтиляф» (расхождение во мнениях);
11) знать виды толкований и методы толкования.
Чтобы не было интерполяции, вероятности субверсии необходимо понимать суть всей религии, в совершенстве знать исламские науки.
На что опираться, толкуя Коран?
Толкователь Корана объясняете Коран сначала через сам Коран, затем опирается на сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Сунна Посланника Аллаха — также является основой религии и следование ей — обязанность мусульманина. Из сунны мы знаем, как совершать намаз, как держать пост, как делать омовение, как правильно есть и как вести себя в обществе. Человек, отрицающий сунну и считающий, что она не имеет смысла — не может называться настоящим мусульманином.
Всевышний Аллах сказал про Своего посланника: «И говорит он не по пристрастию. Это — только откровение, которое ниспосылается».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Поистине, ниспослан мне Коран и ему подобное». Этот хадис приводится у Абу Дауда.
Всевышний Господь сказал: «Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь». (аль-Хашр, 7).
Всевышний Аллах также сказал: «Покорившийся посланнику покорился Аллаху». (ан-Ниса, 80).
После слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) авторитетным источником для толкования аятов являются слова и действия благородных сподвижников.
Умар бин ал Хаттаб говорил: «Будут люди, которые станут спорить с вами, приводя в доказательство Коран. Вы должны ответить им с помощью хадиса, потому что у сподвижников Сунны — лучшее знание Книги Аллаха».
Ибн Масуд говорил про сподвижников: «Среди нас были люди, которые, выучив десять стихов, не двигались дальше, пока не вникали полностью в их смысл и не поступали в соответствии с ними. Так мы изучали Коран и основывали на нем все свои поступки».
Может ли простой мусульманин толковать Коран?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Я оставил вам две вещи, которые избавят вас от любого заблуждения, если вы будете ими строго руководствоваться: Книгу Аллаха и Сунну Его посланника». (Малик).
Однако существуют люди, которые говорят, что в Коране не написано как читать намаз, сколько дней держать пост, как делать омовение, как женщинам носить хиджаб и др. И раз эти вопросы не раскрыты в Коране, то их можно совершать по своему усмотрению. Но это огромная ошибка, в которую попадают безграмотные люди, которые не изучают свою религию. Подобная невежественность — один из признаков судного дня, когда люди будут забывать свою религию и лишь некоторые из них будут помнить, как произносить слова свидетельства. Поэтому напоминаем, что человек, даже в совершенстве знающий арабский язык, но не знающий хадисов, историю арабов и ситуацию, во время которой были ниспосланы те или иные аяты, не имеет права толковать Коран.
Коран — великая книга. Это книга, ниспосланная самим Господом. Любой ученый, изучающий книги, будь то филолог, искусствовед или текстолог скажет, что даже для изучения обычной книги необходимо изучить сначала язык оригинала, исторический момент, в которых происходят действия книги, среду, в которой была написана книга и т.д.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорит в хадисе: «Кто бы ни толковал Коран по своему разумению и пониманию, тот пусть готовит себе место в Аду». Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи.
Даже известный российский литературовед Юрий Лотман, который к религии не имеет отношения и говорит о толковании обычных художественных текстов, писал в своём труде: «Никто — не только исследователь или преподаватель, но и простой читатель — не имеет права претендовать на сколь либо полное понимание произведения, если ограничился той степенью проникновения в текст, которая обеспечивается знанием <…> языка и здравым смыслом, и пренебрег расшифровкой намеков, обнаружением скрытых цитат и реминисценций, если не знает реалий быта, не чувствует стилистической игры автора».
А Коран — это не просто книга, которая написана каким-то автором, это величайшая книга. Речь Творца. Настоящий муфассир знает язык, историю, религиоведение, он обладает пытливым умом и памятью.
Поэтому простой человек никак не может трактовать Коран и отрицать законы, принятые великими учеными, получившими свои знания от самого Пророка по цепочке передатчиков достойных доверия.
Ищите знания, развивайтесь, читайте больше! Всевышний помогает тем, кто с правильным намерением идёт по пути поиска.
Приходите в наше медресе и изучите свою религию.
НАШ АДРЕС: г. Москва, улица Огородный проезд, дом 5, строение 4, этаж 4 (метро Бутырская, выход №3).
Записаться, а также узнать подробную информацию об обучении в медресе и исламском колледже Вы можете у наших преподавателей по телефонам:
+7 968 949-31-94 Айрат Хазрат (мужское медресе);
+7 967 261-45-13 Марьям Ханум (женское медресе и детское);
+7 925 103-21-17 Хадиджа Ханум (женское медресе и детское).
Обучение исламу в Москве. Медресе при центре «Община мусульман «Рисалят»