Согласно доктрине таких течений, как мутазилия, зайдия
и школы салафия, которые считают, что деяние – это часть
веры и ее столп, вера увеличивается и уменьшается качественно и количественно. Благодаря благим, добрым делам вера увеличивается, а совершение греховных деяний уменьшает ее. И это становится очевидным из некоторых аятов Священного Корана: «Когда ниспосылается какая-либо сура, то среди неверующих объявляется такой, который спрашивает: «Кому из вас (т.е. из мусульман) эта сура добавила веры?» Тем же, кто уверовал, она увеличивает веру, и они ликуют». (Сура «Ат-Тавба» 9/124).
А аят из Суры «Аль-Фатх» 48/4 гласит следующее: «Он — тот, кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы они прибавили веру к своей вере».
«Верующие — это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха; у которых, когда им произносят Его аяты, приумножается их вера; которые уповают на своего Господа». (Сура «Аль-Анфаль» 8/2).
Согласно мнению богословов-суннитов вопрос усиления
и ослабления веры следует рассматривать с двух сторон.
• Вера с точки зрения количества положений, в которые следует верить (столпы веры), не увеличивается и не уменьшается. Ибо, если кто-либо уверовал в Аллаха, в Его
Книги, Пророков, Судный день, но не уверовал, например, в
ангелов, то в подобном случае, человек не считается мусульманином. Если человек не принял один из столпов веры, как можно говорить о ее увеличении или уменьшении, когда он вообще не является верующим. Каждый человек обязан верить в одни и те же вещи. И в этом плане нет никакой разницы между ученым и невеждой, между пророком и обычным человеком, между женщиной и мужчиной. Увеличение количества положений, в которые следует верить, было актуальным лишь для “счастливого века”. Имам Абу Ханифа (умер в 150 г. Хиджры/767 г. н.э.) в связи с этой темой дал прекрасное объяснение: “Вера не увеличивается и не уменьшается. Ибо увеличение веры возможно лишь уменьшении неверия, а уменьшение веры — при увеличении неверия. Однако, думать, что один и тот же человек может быть одновременно и верующим и неверующим, было бы неверно”.Али Аль-Кари «Шарху’ль-фикхыль-акбар», стр. 79 (Египет 1373 г.).
• Вера может увеличиваться или уменьшаться с точки
зрения ее качества. Некоторые обладают крепкой и совершенной верой, а у других она неглубокая и слабая. У кого-то вера на основе информации – вера в заповеди религии и ее соблюдение без знания ее тонкостей (ильм аль-якын), у
кого-то она поднимается на уровень досконального изучения информации, преобразования ее в знание и осознанное соблюдение (айн аль-якын), а у кого-то достигает уровня духовного переживания этого знания и соблюдения (хакк
аль-якын). В упомянутых ниже аятах речь идет о такого рода
увеличении и уменьшении веры. К примеру, Пророк Ибрахим
(алейхис салям) пожелал, чтобы Всевышний Аллах продемонстрировал ему каким образом Он воскрешает мертвых.
В Священном Коране говорится, что в ответ на пожелание
Ибрахима (алейхис салям), Аллах спросил у него: «Неужели ты не веришь?»
И Пророк Ибрахим (алейхис салям) ответил: «Конечно, я верю! Это (т.е. увидеть) для того, чтобы мое сердце успокоилось». (Сура «Аль-Бакара» 2/260).