Если обратиться к истории булгар, то ее начало, согласно письменным источникам (конкретнее, труду древнеармянского историка Мовсеса Хоренаци) относится ко 2-му веку до н.э. Более давние периоды нашей истории раскрываются в легендах и преданиях, но в данном случае мы исходим из апробированных исторических источников.
Далее сведения о булгарах, их материальной и духовной жизни появлялись в исторической и художественной литературе уже регулярно.
В период Аттилы (6 век н.э.) булгарские племена входили в гигантский булгаро-гуннский союз, который изменил направление развития Европы, освободившейся, наконец, от гегемонии Западной Римской империи.
Великая Булгария Кубрата, существовавшая в Приазовье, Причерноморье Поднепровьев 7 веке, явилась следующим этапом развития булгарской народности. Между тем, отдельные булгарские племена расселились в Италии, Восточной Европе, Закавказье, Малой Азии, Северной Африке. Как писал академик Н.Я. Марр, «булгары были везде». После распада Великой Булгарии Кубрата во второй половине 7 века большая часть булгарских племен двинулась в сторону Балкан, другая осталась в Предкавказье, третья выдвинулась в бассейн Волги-Камы и основала там Булгарское государство. С этого времени берет начало история нашей, волжско-булгарской государственности.
Первым известным по «Запискам» Ибн Фадлана правителем булгар был Силки (или Шилки), властвовавшим в конце 9 века. Его сын Алмуш сын Силки обладал уже обширным государством, территория которого все увеличивалась.
В 922 году он заключил выгодный союз с Аббасидским халифатом для противостояния хазарам (родственным булгарам племенам) и другим воинственным соседям. Уже тогда большинство булгар были мусульманами. Согласно преданиям (Ибн Нугман, Муслими Булгари и др.), булгары приняли ислам еще при жизни высокочтимого Пророка Мухаммада (мир ему) в 9 — 12 гг. хиджры. О булгарах и о их языке знал первый халиф династии Омеййядов Муавия ибн Абу Суфьян (603-680гг.). Так или иначе, строки арабского путешественника Ибн Рустэ о том, что в булгарских селениях есть мечети и школы при них, относятся к концу 9 века, что, несомненно, свидетельствует о том, что булгары исповедовали ислам задолго до этой письменной фиксации, свидетельствующей, в частности, о развитой системе образования у булгар уже в этот раннесредневековый период.
Булгарское государство успешно развивалось на протяжении 10 — первой четверти 13 вв. и стало крупнейшим, и сильнейшим в Восточной Европе. Этот успех был предопределен бурным развитием ремесел и культуры. Производство чугуна, оружия, рабочего инвентаря, стекла, знаменитой кожи, ставшей известной в мире под названием «булгари» (в Персии – «чарм-и булгар»), система просвещения, разнообразная по жанрам литература (достаточно вспомнить знаменитую «Кысса-и Юсуф» Кул Гали) обеспечили Волжской Булгарии поступательное развитие, прерванное начавшейся татаро-монгольской экспансией в Восточную Европу. Булгарское войско первым нанесло поражение захватчикам в 1223 г., уничтожив 30-тысячный монгольский корпус Субедея и задержав тем самым нашествие татаро-монгол на Европу до 1236 года. После этого времени Булгария была номинально включена в состав Джучиева Улуса, но очень быстро это государственное образование булгаризировалось во всех аспектах. Завоеватели приняли ислам под мощным воздействием булгар и поэтому в источниках даже Джучиев Улус Называется Булгарским государством.
После многочисленных междоусобиц границы этого Булгарского (или Булгаро-Кыпчакского) государства изменились; держава распалась на несколько частей. Территория собственного Булгарского государства («Булгарского вилаета») со столицей в Казани уменьшилась. После периода 15-сер.16 вв., когда булгары продолжали довольно интенсивно развивать промышленность и культуру (отдельно укажем здесь на таких выдающихся поэтов этого времени, как Мухаммедьяр и Шариф Хаджи Тархани), наступило время тяжелых испытаний. Результатом длительного противостояния с Московским княжеством стал поход Ивана IVГрозного на Казань в конце лета 1552 года. После длительной осады столицы Булгарского вилаета (в значении «страна, государство») 2октября того же года она пала. В дальнейшем борьба с захватчиками продолжалась как минимум до 1584 года, а восстания вспыхивали регулярно до второй половины 18 века. Особо выделялись такие лидеры освободительного движения, как Карасакал, Мулла Мурат, Батырша. После создания в Российской империи при Екатерине IIДуховного управления (1784г.) мусульман напряженность в отношениях между булгарами и центральной властью во многом нивелировалась. Тем не менее, освободительная борьба продолжалась в тех или иных формах. В 1861 г. возникла первая булгарская религиозно-политическая организация «Фирка-и наджия» под руководством Багауддина Ваисова аль-Булгари, которая боролась за воссоздание булгарской государственности в рамках Российской империи. Борьба продолжалась вплоть до революции 1917г. На съезде булгарского народа в марте того же года была обозначена основная цель – строительство Булгарского государства в форме республики в составе федеративной России. Республика была объявлена лидером «Фирка-и наджия» Сардаром Гинануддином Ваиси аль-Булгари в январе 1918 года. После героической гибели Сардара 28 февраля (8 марта по новому стилю) руководителем партии (получившей название Центральный Совет волжских булгарских мусульман=Волболгармус) стал его брат Газизан Ваиси аль-Булгари. Организация существовала до 1923 года, когда решением большевистской власти была распущена «за деятельность, направленную на создание Булгарской республики», а ее руководители арестованы и отправлены в тюрьмы и ссылку. В знак протеста против образования республики под чуждым названием «Татарская» в начале 1920 годов на территории ТССР и БССР было основано около десятка деревень с названием Булгар, Новый Булгар, Кызыл Булгар. Необходимо сказать, что другая часть булгарской элиты пыталась в 1917-18 гг. создать другую версию национальной государственности под названием «Штат=государство Идель-Урал», правительство которого (Милли Идара, главой которой был Садреддин Максуди) было также разогнано большевиками.
После образования летом 1920 года согласно большевистскому декрету, подписанному В. Лениным, т.к. «Татарской автономной республики» властями проводилась политика вытеснения и ликвидации булгарского самосознания и булгарских организаций. Против названия «Татарская» для обозначения республики выступали даже булгарские большевики, связанные партийной дисциплиной, однако курс на забвение всего булгарского был проводился неукоснительно. Вслед за отказом назвать регион Поволжья-Приуралья традиционном и единственно естественным именем «Булгар» последовала замена тысячелетнего алфавита булгар, основанного на арабском письме, на латинский и погром религии ислам. Этих трех ударов оказалось достаточно для частичного вытеснения всего, что связано с булгарским наследием из памяти народа…
Лишь с началом политики перестройки гласности в СССР булгары получили возможность поставить на повестку дня вопрос восстановления этнонима «булгар» в качестве официального названия тюрков Поволжья и Приуралья. Огромная роль в борьбе за возвращение законного этнонима принадлежит историко-культурному клубу «Булгар аль-Джадид», образованному в Казани представителями булгарской интеллигенции осенью 1988 года. По инициативе клуба был проведен официальный митинг (впервые в советской истории) под девизом «Мы – булгары», в котором приняло участие около 350-400 человек, возведен памятник Сардару Ваиси аль-Булгари, а позднее созван Всебулгарский съезд, закончившийся созданием Булгарского национального конгресса.
В 1995 году была образована Булгарская община г. Казани, которая получила официальный статус в 1999г. Организация продолжает традиции клуба «Булгар пль-Джадид», занимаясь просветительской и общественной деятельностью на благо булгар в координации с руководством Дома Дружбы народов и Ассамблеей народов Татарстана.
…Булгары — это необъятный, необозримый мир, это целая Вселенная… Их значение в истории человечества трудно переоценить, а их вклад в мировую культуру заслуживает самого глубокого и тщательного исследования. Глобальный характер булгарской культуры определяется ее мощной корневой системой, многоплановостью и многомерностью. Она не замкнута в себе, напротив она открыта миру и принадлежит миру. Булгарская культурная «держава» вбирает в себя различные цивилизационные пласты и поэтому она, если пожелает Всевышний, будет и далее развиваться поступательно, всемерно обогащая общемировую культурную сокровищницу…
Рашид Кадыров, канд. ист. наук.