ПОДЕЛИТЬСЯ

БИОГРАФИЯ

ИБН АРАБИ (или Ибн аль-Араби) – Мухйи ад-дин Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али аль-Хатими ат-Та’и (1165–1240) – крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения «о единстве и единственности бытия» (вахдат аль-вуджуд). Уроженец города Мурсия (совр.Андалузия, Испания), он происходил из старинного арабского рода. Его семья была известна своим благочестием, отец был чиновником сначала в Мурсии, а затем в Севилье. Два его дяди были известными приверженцами аскетизма. Ибн Араби получил традиционное мусульманское образование в Севилье и Сеуте.

В тот период Севилья была столицей сильного мусульманского государства, которым управляли представители династии Альмохадов (аль-Муваххидун – «исповедующие единство божие» – 1130–1269, Испания и Северная Африка). Основатель династии, бербер Ибн Тумарт, был сторонником аскетического образа жизни и выступал против упадка общественных нравов, что было характерно и для Альморавидов, предшествующей династии правителей. Двор Альмохадов был центром искусства и науки, правители покровительствовали философам, математикам и другим мусульманским ученым. Среди них были писатель и философ Ибн Туфейл, крупнейший средневековый мыслитель Ибн Рушд, более известный в Европе как Аверроэс.

Стремление Ибн Араби заниматься философией поддерживалось семьей и учителями. Среди его учителей были многие мыслители того времени: Ибн Заркун аль-Ансари, Абу-ль Валид аль-Хадрами, Ибн Башкувал, Абд аль-Хакк аль-Ишибли (ученик известного мыслителя и поэта Ибн Хазма (994–1064)). Позднее Ибн Араби называл себя последователем Ибн Хазма в области фикха. Его труды свидетельствуют, что он изучал работы Ибн Масарры из Кордовы, который ок. 900 проповедовал учение об очистительном озарении и считался философом-мистиком. Ибн Араби был хорошо знаком с трудами ученых Магриба и Машрика и обладал феноменальной памятью.

В 30 лет благодаря своим способностям, широте кругозора (особенно в философии и эзотерике), а также благочестию, Ибн Араби уже был известен в суфийских кругах Северной Африки. Чтобы совершенствовать образование, он в 1201 решил отправиться путешествовать, но прежде совершил хадж к святым городам ислама Мекке и Медине. На родину Ибн Араби больше не вернулся. Причиной было поражение Альмохадов от христианских войск при Лас Навас де Толоса в 1212. Альмохады навсегда покинули Испанию, сохранив на некоторое время (до 1269) свои владения в Северной Африке.

В Мекке Ибн Араби написал поэтический сборника «Тарджуман аль-Ашвак» (Толкователь страстей – араб.), получивший большую известность. Кроме этого он написал трактаты по различным вопросам суфизма. Здесь же он начал составлять свой многотомный трактат, позднее названный «Мекканские откровения» (Футухат аль-маккийа – араб.). Прожив в Мекке четыре года, Ибн Араби посетил Ирак, Египет, Турцию, общаясь с мусульманскими философами и суфиями. Судя по его трудам, он был хорошо знаком с работами восточных суфиев и теологов: аль-Мухасиби (781–857), Тирмизи (ск. в конце 9 в.), аль-Халладжа (858–922), аль-Газали (1058–1111). В Конье и Малатье он провел несколько лет, окруженный учениками. Среди них был и Садр ад-дин аль-Кунави (ум. в 1274), который впоследствии пропагандировал взгляды своего учителя в Малой Азии и Иране и считается главным интерпретатором его идей.

В 1223 Ибн Араби приехал в Сирию, бывшую в то время под властью династии Айюбидов. В Дамаске пользовался покровительством губернатора, и имел возможность заниматься наукой, вести переписку со своими выдающимися современниками, среди которых были его соотечественник андалузский философ и врач Ибн Рушд, иранский философ Шихаб ад-дин ас-Сухраверди (1155–1191), поэт-мистик Ибн Фарид (1181–1235) и др. В Дамаске Ибн Араби закончил работу над «Мекканскими откровениями», а также написал свой самый знаменитый труд «Геммы мудрости» (Фусус аль-хикам). Здесь же в 1240 он скончался, оставив после себя около 300 сочинений, посвященных исламской философии и суфизму.

Система Ибн Араби обычно обозначается термином вахдат аль-вуджуд (единство бытия). Правильный перевод этого выражения дает ключ к большинству других его теорий. Термин вуджуд, который чаще всего переводят как «бытие», на самом деле означает «нахождение» (от глагола ваджада – находить, быть найденным), поэтому его смысл более динамичен. По мнению суфиев, во всем присутствует, «находится» Бог, его проявление. Таким образом, в учении Ибн Араби сохраняется представление о трансцендентности Бога. Что касается его творений, то они не идентичны Богу, они – только отражения Его атрибутов. У Ибн Араби Бог как высшая единосущная Реальность трактуется в двух аспектах: в скрытой, неощущаемой и непознаваемой природе (батин), которую невозможно определить, и в явной, видимой форме (захир) в которой эта Реальность проявляется во всем многообразии существ, сотворенных ею по своему подобию и желанию. Бог абсолютно непознаваем, недоступен человеческому разумению и осмыслению. По Ибн Араби, бытие «есть проявление единой „божественной сущности» в бесконечных и беспрестанно меняющихся образах материального мира, выполняющих роль „зеркал» Абсолюта».

Разрешение сомнений в отношении Ибн Араби

Необходимо отметить, что при изучении различных вопросов, решении различных задач, рассмотрении различных сомнительных вопросов необходимо руководствоваться прежде всего разумом, оставив при этом все свои предпочтения.

То есть исследователь и ученый должен подходить к  предмету исследования объективно.

Многие ученые изучали Ибн Араби и его наследие, но были ли среди них те, кто делал это объективно?

Тот, кто будет изучать этот вопрос объективно, тот увидит, что перед ним великий ученый, праведник, который соблюдал предписания шариата, и строго следовал Корану и сунне.

Что же касается различных оговорок, то они происходили в состоянии ваджд (Ваджд — особое «экстатическое» состояние, упоение от близости к Аллаху) (греч. ekstasis — нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя, состояние измененного сознания, сопровождающееся: потерей человеком ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным упоением), когда же он возвращался в обычное состояние, то опровергал все  слова, которые противоречили основам Ислама. Вы можете встретить такие высказывания, которые его противниками считаются величайшим грехом, однако, если поразмыслить и попытаться найти трактовку, то все станет ясно. Мы всегда должны стараться давать верную трактовку высказываниям этих людей.

Пример: Когда имама ан-Найсабури спросили о смысле хадиса Пророка(да благословит его Аллах и приветствует), который говорил: «О Аллах, я прибегаю к Тебе от Тебя» (Муслим 542, ан-Нисаи 3/13, ад-Даркутни 4/29.), — то он ответил, что это означает: “О Аллах, я прибегаю к Твоему довольству от Твоего гнева и прибегаю к Твоему прощению от Твоего наказания”  ». (Ахмад 1/96. 364)

Объяснение некоторых высказываний Шейха ибн Араби

В одной из своих книг шейх Ибн Араби говорит: «Не существует ничего, кроме Аллаха».

Смысл этой фразы поясняет другое высказывание:

«Нет ничего, существующего само по себе, кроме Аллаха, существование всего остального зависимо от другого, именно об этом говорится в стихах: “Все, кроме Аллаха, ложь”». Такое зависимое состояние созданий ближе к небытию».

И если шейх действительно сказал: «Не существует ничего, кроме Аллаха», то наверняка он произнес эту фразу тогда, когда был близок к познанию Аллаха.

По этому поводу Абу ал-Касим ал-Джунайд сказал:

«Кто увидел Аллаха, тот не видит созданий».

Это же подтверждается высказыванием Ибн Араби в пятьсот пятьдесят седьмой главе книги «ал-Футухат ал-маккия»:

«Это явное доказательство того, что мир не является Аллахом, так как в противном случае Аллах не был бы творцом».

 

Вера Фараона

Также в упрек Ибн Араби ставят его слова о том, что вера Фараона была принята, однако, это ложь.

Сам Ибн Араби в шестьдесят второй главе   «ал-Футухат» пишет о том, что Фараону навечно предписан Ад.

Как известно, книга «ал-Футухат» — последняя из его трудов, которую он закончил за три года до своей смерти.

Шейх ал-Ислам ал-Халиди пишет: «Шейх Ибн Араби не единственный, кто говорит о действительности веры Фараона, по этому поводу высказывались многие саляфы, при этом они основывались на аяте: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме того, в кого уверовали сыны Исраила, и я из числа тех, кто предался [Богу]» (10:90), как известно, эти слова были последними.

Абу Бакр ал-Бакылани говорит: «Довод о его вере более силен, а по поводу того, что он умер неверным, нет никакого надежного доказательства».

 Что же касается довода большинства саляфов, то они говорят, что Фараон умер неверным, так как уверовал тогда, когда был уверен в своей гибели, а в такие моменты вера не принимается.

Нахождение в мечети без гусля

Противники Ибн Араби также обвиняют его в том, что он считает дозволительным нахождение в мечети без гусля.

Однако, такого же мнения придерживался Абдулла ибн Аббас р.А.г., имам Ахмад, а также некоторые табиины и факихи, а, следовательно, Ибн Араби не противоречит шариату.

Полисемичные термины и сентенции в трудах Ибн Араби, делают его работы сложными для понимания неподготовленного читателя. Переводы нуждаются в квалифицированных комментариях, к тому же Ибн Араби иногда пользуется изысканными выражениями, смысл которых не всегда может быть однозначно истолкован. Поэтому читать переведённые отрывки трудов шейха необходимо со знающими людьми.