ПОДЕЛИТЬСЯ

Полное имя: Ас-Саид Мухиуддин Абу Мухаммад Абд аль-Кадир Джейляни Хасани вэль-Хусайни.

Абд аль-Кадир родился 10-го Рабиу ас-сани 470 г. (1077 г.) в городе Наиф иранской провинции Гилян к югу от Каспийского моря, и умер в 91-летнем возрасте в 561 г.хиджры (1166 г.).

Линия Абдулькадира Джейляни: Абдулькадир ибн Аби Салих ибн Муса Абдуллаһ ибн Яхья ибн Мухаммед ибн Абу Бакр ибн Муса Дауд ибн Абдуллаһ ибн Муса Джавни ибн Абдуллаһ ибе Хасан аль-Мутанна ибн Хасан ибн Али ибн Аби Талиб (разыйАллаһу анһу). Предки Абулькадира — сеиды, поселившиеся в Гилане, он вел свой род от племянника Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), то есть был потомком Али (мир ему) и со стороны отца, и со стороны матери.

Со стороны отца он — потомок Хасана, со стороны матери — Хусейна через Зайнуль-Абидина, поэтому Абд аль-Кадир Джейляни называли «Хасани вэль-Хусайни».

В младенчестве он отказывался от материнского молока в благословенный месяц Рамадан. Как только стало известно о том, что младенец семьи Ашрафов соблюдает пост, известие об этом облетело всю округу, а в следующем году, когда на город опустился туман и горожане не смогли определить начало месяца Рамадан, то они пришли к дому Ашрафов, чтобы узнать, отказывается ли маленький Абдулькадир от материнского молока или нет. Пост начался ровно в тот день, когда Абдулькадир отказался от груди.

До совершеннолетия Абдулькадир жил в своем родном городе, и в 1095-м году в возрасте восемнадцать лет отправился в Багдад для совершенствования своих знаний. По пути в Багдад на их караван напал отряд разбойников . Один вор обратился к Абдулькадиру Джейляни и спросил: «Юноша, что есть у тебя?», — на что Абдулькадир ответил: «Сорок динаров». Вор обыскал все вещи юноши, но не найдя ценностей и денег отвел Абдулькадира к главарю банды и сообщил о сорока динарах, которые он не смог найти. Главарь спросил у Абдулькадира: «Юноша, ты лжешь?»- на что Абдулькадир ответил: «Нет, сорок динаров были зашиты моей матерью в подкладку штанов». Воры обыскали юношу и нашли те сорок динаров. Главарь банды был удивлен, и он спросил: «Юноша, ты же мог нас обмануть и не сказать о сорока динарах, и никто бы не нашел твоих денег. Так почему же ты сказал нам правду?». Абдулькадир Джейляни ответил: «Я обещал своей матери никогда не лгать, даже если мне будет угрожать смерть, т.к. Аллаһ гневается на лжецов». После этого главарь воров начал плакать: «Ты не нарушаешь обещания данного матери, а я столько лет нарушал заветы Аллаһа», — и вернул все деньги и драгоценности Абдулькадиру и всем остальным людям из каравана.

В Багдаде юного Абдулькадира Джейляни  учили несколько ученых: фикху (мазхаб Ханбали и Шафии) его обучал Абу Али аль-Мухаррими, хадисам Абу Бакр бин Музаффар, тафсиру — Абу Джафар Мухаммад, тасаввуфу — шейх Абульхайр Хаммад бин Муслим бин Даббас. После завершения учебы Абдулькадир покинул Багдад и более двадцати лет прожил в пустыне Ирака.

Однажды с Абдулькадиром Джейляни и его знакомыми произошла такая история.

Абу Саид Абдуллах ибн Аби Асрун, бывший имам шафиитов своего времени, сказал: «Я прибыл в Багдад и там встретил Ибн ас-Сакъу, с которым подружился в медресе «Низамийя»». Мы вместе посещали добрдетельных людей. В то время в Багдаде жил один человек, которого называли гъавсом (Юсуф аль-Хамдани – прим. пер.). Его особенность заключалась в способности появляться и исчезать, когда он этого хотел. Однажды мы решили посетить его. С нами был и будущий шейх Абдул-Кадир, который тогда был молод. Когда мы собирались к нему, Ибн ас-Сакъа сказал: «Я задам ему один вопрос, на который он не знает ответа». А я, в свою очередь сказал, что также задам ему вопрос и посмотрю, как он ответит. Абдул-Кадир же сказал: «Упаси Аллах от того, чтобы спросить его о чем-либо! Я буду стараться получить его благодать, глядя на него».

Мы вошли к нему, но его не было видно. Он показался нам только спустя час. Шейх сразу же гневно посмотрел на Ибн ас-Сакъу и произнес: «О горе тебе, Ибн Сака! Ты ли спросишь меня о том, чего я не знаю. Вот твой вопрос, и вот ответ на него. Я вижу огонь неверия, который исходит от тебя». Потом он взглянул на меня и сказал: «О Абдуллах! Ты ли спросишь меня и посмотришь, как я отвечу. Твой вопрос таков, и ответ таков – ты до мочек ушей погрузишься в мирские блага из-за твоего неуважения». Потом он взглянул на шейх Абдул-Кадира, приблизил его, оказав почтение, и сказал: «О Абдул-Кадир! Ты обрадовал Аллаха и Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) своим прекрасным поведением. Я вижу тебя в Багдаде, взошедшим на престол, обращающимся к людям со словами: «Моя нога на шее всех авлияъ Аллаха». Я вижу, что все святые люди твоего времени склонили головы, возвеличивая тебя». Потом гъавс исчез, и мы больше не видели его.

Что касается Абдул-Кадира, то он стал приближенным к Аллаху, и у него начали собираться простые и особые люди. И он сказал: «Моя нога на шее всех авлияъ». И все авлияъ его времени согласились с этим. Что же касается Ибн ас-Сакъа, то он глубоко изучил шариатские науки, пока не стал выдающимся ученым и известным тем, что мог победить всякого в любых науках. Он был чрезвычайно красноречивым, почетным и знаменитым ученым, и халиф приблизил его к себе. Впоследствии он был назначен послом в Византию. Византийцы были удивлены, найдя его крайне одаренным и почитаемым ученым. К нему шли известные люди, чтобы дискутировать с ним, а он выигрывал у них всех. Тогда византийский король приблизил его к себе, и разногласия увеличились еще более. Ибн ас-Сакъа, увидев его дочь, влюбился в неё и попросил её руки. Перед ним было поставлено условие – чтобы жениться на дочери короля, ему необходимо принять христианство. Он принял христианство и женился на ней. Затем он тяжело заболел, его прогнали прочь, и он начал скитаться оп рынкам, прося на пропитание. Однако никто ему не подавал. Вскоре он почернел от болезни. Один его знакомый, проходя мимо, спросил о случившемся. Ибн ас-Сакъа поведал ему о своем несчастье, причина которого ему известна – это проявление неуважения к тому вали-гъавсу. Тогда он спросил его, знает ли он что-нибудь из Корана? Ибн ас-Сакъа ответил, что забыл все, кроме одного аята, смысл которого следующий: «Неверные желают, чтобы они были мусульманами». На следующий день тот человек, застав умирающего, повернул его лицом к кибле, но он повернулся в сторону востока. Тот снова повернул его к кибле, но он вновь повернулся на восток, и так продолжалось, пока он не скончался. Умер он, будучи обращенным на восток. При этом он вспоминал слова гъавса и осознавал, что несчастье его постигло только из-за неуважения к нему.

«Я же, продолжил Ибн Аби Асрун, — прибыл в Дамаск. Ко мне явился правитель Салих Нуруддин аш-шахид и насильно назначил меня руководителем общественной казны (вакфа). Я начал управлять ею и вскоре очень разбогател. Так оправдались слова гъавса, сказанные им всем нам». (Конец рассказа)

Далее Ибн Хаджар говорит: «Этот рассказ относится к категории таваттур, ввиду большого числа людей передавших его и их достоверности и правдивости. В нем скрыто очень великое предупреждение об опасности в случае возражения и испытания вали Аллаха, чтобы не оказаться в подобной ситуации, как Ибн ас-Сакъа, хуже и сквернее которой не бывает. Пусть убережет нас Аллах от этого ради Его величия и милостивого Пророка (да благословит  его Аллах и приветствует) и от попадания в подобные ситуации, и от всех смут и бед только Своей Милость и Щедростью! В этой истории есть также полное объяснение необходимости веры в них, проявления адаба к ним и хорошего мнения о них, как это возможно».

[Ибн Хаджар, «аль-Фатава аль-Хадисийя»]

Однажды ему приснился Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) и спросил его, почему он не передаёт те знания, которые получил. Абдулькадир ответил, что он не араб, а аджами и не может сравниться с талантливыми алимами Багдада. Тогда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) открыл его рот и дунул туда семь раз и повелел проповедовать. Так Абдулькадир, когда ему было за пятьдесят, вернулся в Багдад и начал свою проповедническую деятельность  на площадях, а также начал преподавать в школе своего учителя Мухаррими. Вскоре Абдулькадир Джейляни стал знаменитым и получил тахаллус аль-Багдади. Вначале его слушали два или три человека, затем больше, но уже спустя небольшой отрезок времени на его уроки собиралось семьдесят тысяч человек. По утрам он преподавал тафсир и хадисы, а после обеда — «науку сердца и достоинства Корана».

Он достиг такого уровня, что стал выносить фетвы (решения по религиозным вопросам) по двум мазхабам: Шафии и Ахмада. Все алимы Ирака признавали его фетвы.

С 521-го по 561-й годы он служил Исламу, его также считают «обновителем веры». В этот период пять тысяч иудеев и христиан пришли в Ислам, сотни тысяч мусульман совершили покаяние (тауба), и все знающие люди того времени признавали в нем величайшего ученого. Среди его учеников был сам Ибн Кудама, который приложил много сил идеологизации войн против крестоносцев и объединению мусульман сначала вокруг атабека Алеппо Нураддина Занги, а затем и Салахуддина Айюби. Ибн Кудама будучи шейхом Салахуддина вместе с ним вошел в освобождённый Иерусалим.

Считается, что Абдул-Кадир Джилани основал суфийский тарикат Кадирия. Однако многие историки считают, что это суфийское братство было основано его последователями в середине XIII века.

Шейх Абдулькадир Гилани умер в субботу вечером 8-е Рабиуль авваль 561 г.  (1166 г.) в своей мечети. Там же был похоронен, где и находится его зиярат.

У шейха было четыре жены, которые ему родили сорок девять детей — двадцать семь сыновей и двадцать две дочери. Самые известные его сыновья — шейх Абдульвахаб, шейх Абдурразак, шейх Абдульазиз, шейх Иса, шейх Муса, шейх Яхья, шейх Абдулла, шейх Мухаммед и шейх Ибраһим. Его сыновья и внуки несли проповедь Ислама в «страны Магриба» и Индию, а также Эфиопию и Сомали.

Заслуживают внимания так же следующие слова Шейха ‘Абдул Кадира Джилани, высказанные им на смертном одре своему сыну, ‘Абдуль-Ваххабу, он завешал ему: “Я завещаю тебе, боятся Аллаха и подчинятся Ему. Не страшись ни кого и не желай ни от кого [кроме Него], обращай все свои нужды к Аллаху, проси Его, не доверяй и полагайся ни на кого кроме Него, Свят Он,- [храни] Тавхид (Единобожие), Тавхид (Единобожие), Тавхид (Единобожие)”.

Книга “аль-Фатху ар-Рабаний ва аль-файдзу ар-рухманий”. Стр. 365. Автор ‘Абдул Кадир Джиланий. Распространитель “Мактаба Ильм аль-Хадис”, Дамаск. Издано в 2000 г.

 

Некоторые известные работы Абдулькадира Гилани:

Аль-Гунья ли талиби Тарик аль-Хакк валь-дин;

Аль-Фатх ар-Раббани;

Мальфузат;

Футухуль-гаиб («Раскрытие сокрытого»);

ад-Джала хатир;

Бахаджжа-туль Асрар.