ПОДЕЛИТЬСЯ

Поиск баракята (табаррук) через вещи нашего любимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) желательное действие. Табаррук поощряется и приносит большую пользу человеку его совершающему. Сахабы Пророка искали благословения Аллаха через вещи Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) при жизни Пророка и после его кончины, и Посланник Аллаха сам позволял им делать это. Существует множество доказательств из жизни асхабов дозволенности поиска милости, благословения и прощения Аллаха через вещи Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

Доказательства табаррука из сунны

1) Абдулла, освобождённый раб госпожи Асмы бинт Аби Бакр, сообщает: «Асма послала меня к нашему господину Абдулле ибн Умару… Я вернулся к Асме и сообщил ей об этом, после чего она сказала: «Вот плащ Посланника Аллаха». Она принесла мне плащ из персидской ткани с парчовой каймой и рукавами, отороченными парчой, и сказала: «Этот плащ принадлежал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), а затем Айше (мир ей), пока она не умерла. После ее кончины я стала владеть им. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) носил его, и мы выстирали его для больных, чтобы они могли искать через него исцеление» [Передал Муслим, № 2069.].

Имам ан-Навави, так прокомментировал этот хадис в своём шархе на «Сахих» Муслима: «Этот хадис доказывает, что рекомендуется искать баракат посредством вещей праведных людей и их одежды» [Шарх на «Сахих» Муслима, с. 1571, издательство Дар Ибн Хазм].

Поиск бараката возможен не только через вещи Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), можно так же искать благословения Аллаха через предметы, принадлежащие праведникам и благочестивым людям, о чём мы узнали из толкования имама ан-Навави.

Сподвижники искали бараката через плащ Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), используя воду, в которую погружали плащ, а также для лечения больных.

2) Госпожа Умм Атийя сообщает, что когда умерла Зайнаб, дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)он сказал им: «Омойте её три или более раз, если это необходимо, и, когда вы закончите, сообщите мне». «Когда мы закончили, мы сообщили ему, и он дал нам свой пояс и велел завернуть её в него» [Передал аль-Бухари, № 1191]. В этом хадисе говорится о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) отдал свой пояс, чтобы его положили на тело покойной дочери для того, чтобы она могла получить баракат через этот пояс.

3) Наш господин Абу Джухайфа сообщает, что Посланник Аллаха (мир меу и благословение Всевышнего) вышел к сахабам в полдень, ему принесли воду для омовения, и он совершил омовение. После этого, люди стали брать воду, оставшуюся после его омовения, и протирать ею свои тела (для баракята).  Абу Муса сказал: «Посланник Аллаха попросил чашу с водой и вымыл обе руки и лицо этой водой, а затем прополоскал рот водой из чаши и сказал нам обоим (Абу Муса и Билал): «Выпейте из чаши и вылейте немного воды на свои лица и грудь» [Передал аль-Бухари, № 185].

4) Махмуд ибн ар-Раби сказал: «Всякий раз, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) совершал омовение, сподвижники  едва ли не боролись за оставшуюся воду» [Передал аль-Бухари, № 186Передал аль-Бухари, № 186].

Вышеперечисленные хадисы  служат ясными доказательствами допустимости и желательности поиска бараката через реликвии, доставшиеся нам от Посланника Аллаха (мир меу и благословение Всевышнего). Сподвижники понимали это, поэтому они регулярно искали баракат посредством вещей Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Посланник Аллаха сам учил и побуждал сподвижников делать это.

Доказательства табаррука из жизни табиинов

Табиины также искали баракат через вещи Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

Cабит аль-Бунани пришёл к Анасу ибн Малику, поцеловал его руки и сказал: «Эти руки касались Посланника Аллаха». Он поцеловал его глаза и сказал: «Эти глаза видели Посланника Аллаха».

Зиярат к благословенным волосам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в качестве способа достижения Милости Всевышнего является допустимым и желательным действием. Подтверждается это хадисами Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

Усман ибн Абдулла ибн Мавхаб сказал: «Я пришел к Умм Саламеи она вынесла мне несколько окрашенных волос Посланника Аллаха». Ибн Мавхаб также сказал, что Умм Салама показала ему красный волос Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)» [Передал аль-Бухари, № 5558].

Усман ибн Абдулла ибн Мавхаб сказал: «Моя семья прислала меня к Умм Саламе с чашкой воды…. (И Умм Салама вынесла) серебряную бутыль, в которой находился один волос Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И всякий раз, когда кто-то страдал от сглаза и тому подобного, ей посылали свою посуду. Я посмотрел в серебряную бутыль и увидел несколько рыжеватых волос» [Передал аль-Бухари, № 5557].

Имам аль-Касталяни (851-923 гг.х), написал в своём шархе на «Сахих» аль-Бухари, что это была обычная практика среди сподвижников: если кого-то беспокоил сглаз и тому подобное, они посылали Умм Саламе чашу с водой, в которую она должна была окунуть благословенный волос Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), а затем воду использовал тот, кого сглазили, для лечения [Шарх аль-Касталяни на «Сахих» аль-Бухари, 8/372].

Имам Бадруддин аль-Айни (762-855 гг.х) сказал: «Умму Саляма, имела несколько волос Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и держала их в бутыли. Когда люди заболевали, они шли и получали благодать от Аллаха посредством этих волос, и они излечивались посредством этой благодати. Они брали волосы Посланника Аллаха и клали их в чашу с водой, и пили воду, в которую были помещены волосы, таким образом, они исцелялись» [«Умдат аль-Кари шарх Сахих аль-Бухари», 15/94].

Итак, что мы можем вывести из всех вышеперечисленных хадисов и их толкований? Рекомендуется искать пользу и баракат посредством благословенных волос Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Также полезно совершать зиярат к благословенным волосам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Как видно из вышеприведенного хадиса, люди посещали благословенные волосы Посланника Аллаха, которые хранились у его жены Умму Салямы. Рекомендуется использовать его волосы с целью лечения. Поскольку речь идёт о наличии в мире волос Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) нужно сказать, что это не выдумка. Это доказанный факт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) лично распространил несколько из своих волос среди сподвижников. Однажды, после бритья головы, он протянул свои волосы людям рядом с ним, среди которых был Абу Тальха, для того, чтобы распространить их среди людей.

Наш господин Анас ибн Малик сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) пришёл в долину Мина. Он подошел к Джамре и бросил камни в него. После этого он подошел к своей палатке и принёс в жертву животное. Потом он велел цирюльнику, поворачиваясь к нему сначала правой, а затем левой стороной: «Сбрей волосы». Затем он раздал эти волосы людям [Передал Муслим, № 1305].

Наш господин Анас ибн Малик передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) бросил камни в Джамра аль-Акаба. Затем он подошёл к своему жертвенному животному и принёс его в жертву. Там сидел цирюльник. Посланник Аллаха указал рукой на свою голову, и цирюльник побрил правую сторону, и Посланник Аллаха раздал волосы тем, кто был рядом с ним. Затем он сказал цирюльнику: «Побрей другую сторону». И спросил: «Где Абу Тальха?». После этого он (мир ему и благословение Всевышнего)дал свои волосы Абу Тальхе [Передал Муслим, № 1305].

Таким образом, волосы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) были распространены по всему исламскому миру. Поэтому возможно, что у кого-то есть благословенные волосы Посланника Аллаха. По сути, если доказано достоверной и надёжной цепочкой передач, что волосы принадлежат Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего),  тогда к ним следует делать зияраты, почитать их и уважать. Если такой цепочки не существует, то не следует высказывать какие-либо мнения или суждения.

Также в жизни табиинов тоже было развито явление табаррук. Имам Шафии увидел во сне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тот сказал ему: «Отправь кого-нибудь к имаму Ахмаду. Имаму Ахмаду придётся испытать много мучений, его будут заставлять признать, что Коран сотворён». Имам Шафии отправил своего ученика ар-Рабиа к Ахмаду из Египта в Багдад с письмом. После утреннего намаза Ар-Рабиа нашел его в мечети и передал письмо. Прочитав его, имам Ахмад расплакался. Ар-Рабиа спросил: «Тебя что-то огорчило?» Имам Ахмад ответил: «Нет, я обрадовался словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Затем имам Ахмад снял свою рубашку и подарил ее ар-Рабии. Когда тот вернулся в Египет, имам Шафии сказал, что не будет просить подарить или продать ему эту рубашку. Однако он попросил ар-Рабиа постирать эту рубашку, а потом принести ему воду, оставшуюся после стирки. Ар-Рабиа рассказывает, что видел, как Шафии каждый день мочил руку в этой воде и обтирал ею свое лицо. Ибн аль-Джавзи в «Манакиб Ахмад», а также ибн Асакир в книге «Тарих Димашк» пересказывают эту историю.

Стоит помнить, что табаррук – это не поклонение вещам пророков или праведников. Табаррук  — это поиск милости Всевышнего через предметы, принадлежавшие любимым рабам Всевышнего.