ПОДЕЛИТЬСЯ

Всевышний Аллах в Коране говорит:

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путём». (сура Аль-Барака, аят 186)

«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» (сура Ан-Намль, аят 62)

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (сура Гофир, аят 62)

«Просите у Аллаха из Его милости, ведь Аллаху известно обо всякой вещи». (сура Ан-Ниса, аят 32)

Определение слова «ду’а»

Смысл слова «ду’а» в арабском языке

Ибн Манзур (умер в 711 г. х.) (да смилуется на ним Аллах) сказал:

«Воззвал человек призывом – то есть позвал. Я позвал такого-то – то есть я окликнул его и привлёк его внимание». (Ибн Манзур, «Лисан уль-Араб», 14/267)

Смысл слова «ду’а» в шариатской терминологии

Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби аш-Шафии (умер в 388 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) говорит:

«Значение слова дуа” – это просьба к Господу о заботе, помощи. Сущностью же дуа является выражение нужды во Всевышнем Аллахе, признание отсутствия у себя силы и мощи (то есть признание в том, что человек бессилен совершить что-либо благое или оставить что-либо дурное), это признак рабской сущности и извещение о своей слабости, а также хвала Всевышнему и понимание Его щедрости и тороватости, и поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что ду’а – это поклонение». (Имам аль-Хаттаби, «Ша’н ад-Ду’а», стр. 4)

Дуа – это поклонение

Сообщается, что Нуман ибн Башир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Поистине, дуа – поклонение”. Затем прочитал аят: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (Абу Дауд 1264; ибн Маджа 3828; ибн Хиббан 2396).

Имам Фахруддин ар-Рази (умер в 606 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Большинство учёных сказали, что мольба (ду’а) – величайшее по степени поклонение». (Имам Фахруддин ар-Рази, «Мафатих уль-Гъайб», 3/112)

Имам ан-Навави (умер в 676 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делает ду’а: “О Аллах, прости мне ошибки мои и незнание моё…” В любом случае ему прощены все грехи, а взывал он в смиренности этими и другими словами, потому что мольба (ду’а) – это поклонение». (Имам ан-Навави, «Шарх аля Сахих Муслим», 17/40)

Со слов ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Если [захочешь] попросить [о чем-либо], проси Аллаха, если [захочешь] обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху». (ат-Тирмизи, 2516; Ахмад, 2669)

Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (умер в 795 г. х.) (да смилуется над ним Аллах), комментируя этот хадис, говорит:

«И это взято из слов Всевышнего, которые были ниспосланы в начале Корана (в суре Аль-Фатиха), и читает их раб Аллаха – мусульманин: “Тебе мы поклоняемся и Тебя мы молим о помощи”.  И, поистине, просьба – это мольба и желание по отношению к Нему, а мольба (ду’а) – это поклонение». (Хафиз ибн Раджаб, «Джами` уль-`Улюм ва ль-Хикм», 1/478)

Со слов ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Лучшее поклонение — мольба (ду’а)». (аль-Хаким, 1/491)

Мольба – руководство от Аллаха

Ибн Раджаб аль-Ханбали (умер в 795 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Что касается мольбы верующего, то это руководство (хидаят) от Аллаха. И руководство бывает двух видов:

1. обобщённое руководство – то есть руководство Ислама и имана и руководство для верующего;
2. подробное руководство, которое ведёт к детальному познанию частей веры и Ислама, и помощь Аллаха в этом деле.

И в этом нуждается каждый верующий ночью и днём. Поэтому Всевышний Аллах велел своим рабам читать в каждом ракаате слова Всевышнего: «Веди нас прямым путём». (сура Аль-Фатиха, аят 6)

И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ночью говорил в своих мольбах: «Направь меня с соизволения Своего к истине, относительно которой возникли расхождения, поистине, Ты ведёшь к прямому пути того, кого пожелаешь!».

И поэтому делается ду’а за чихнувшего и ему говорят «ярхамукаЛлах» (да смилуется над тобой Аллах), чихнувший отвечает «яхдикумуЛлах» (да наставит тебя Аллах), как указано в сунне. И некоторые факихи Ирака отвергли этот ритуал, полагая, что мусульманин не нуждается в мольбе о наставлении на истинный путь. И в этом они противоречат большинству учёных, которые следуют в этом сунне. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел Али (да будет доволен им Аллах) просить Аллаха о защите и наставлении, также он обучил Хасана говорить в дуа кунуте: «О Аллах, наставь нас вместе с теми, кого ты наставил…». (Хафиз ибн Раджаб, «Джами уль-Улюм ва ль-Хикм», 2/40)

Потребность в Аллахе

Доктора Мухиддин аль-Мисту и Мустафа аль-Бугъа сказали в своей книге «Аль-Вафи», написанной ими в соавторстве:

«Все люди нуждаются в Аллахе, чтобы получать пользу и защищаться в обоих мирах от того, что им вредит. Они испытывают крайнюю потребность в руководстве Аллаха и даруемом Им уделе в этом мире и в Его милости и прощении – в мире вечном. Мусульманин приближается к Всемогущему и Великому Аллаху, обнаруживая свою потребность и необходимость в Нём, а его истинное положение в качестве раба Аллаха, Господа миров, проявляется в одном из трёх нижеследующих действий:

1. в просьбах, ибо Аллах Всевышний, слава Ему, любит, когда люди обнаруживают свою потребность в Аллахе и просят Его обо всём, что представляет для них интерес в обоих мирах, в том числе о еде, питье и одежде, а также о руководстве и прощении;

2. в просьбах о руководстве;

3. в полном подчинении Аллаху, что должно выражаться в отдалении от всего запрещаемого Всевышним Аллахом и в совершении всего того, что Он велел соблюдать». (Мухуддин аль-Мисту и Мустафа аль-Бугъа, «Аль-Вафи», стр. 187)

Необходимо проявлять терпение, ожидая результатов дуа

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Каждому из вас будет дан ответ, если только вы не станете торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне!”». (аль-Бухари, 6340; Муслим, 2735)

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (умер в 852 г. х.) (да смилуется ним Аллах) сказал:

«В этом хадисе приводится манера мольбы. Человеку следует просить у Аллаха постоянно и не отчаиваться в принятии мольбы, ведь в этом присутствует упование и признание своего бессилия». (Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатх уль-Бари», 11/141)