Террористические атаки в Европе, которым предшествовала провокация с карикатурами на пророка Мухаммада, поставили перед мусульманами и обществом в целом множество острых вопросов. Один из них касается убийства, которое само по себе выходит за рамки и любых законов: не только законы государства, но и религиозных нормы жестко осуждают самосуд.
Ответы на эти вопросы призваны давать в первую очередь богословы и духовные лидеры мусульман. Мы попросили муфтия г. Москвы (в составе ДУМРФ) Ильдара Аляутдинова как знатока шариата, алима, поделиться своим видением сложившейся ситуации.
– Ильдар хазрат, мусульманское сообщество обеспокоено событиями во Франции, где произошло убийство учителя, которое, как заявил нападавший, стало реакцией на оскорбления пророка Мухаммада. Затем произошли убийства совершено непричастных людей. Как вы лично восприняли эти события?
– Если попытаться выразить мое состояние одним словом, то это будет недоумение. В первую очередь, недоумение действиями французского правительства. Франция всегда позиционировалась как цивилизованная европейская страна. Но можно ли назвать последние действия отдельных представителей этой страны цивилизованными? Мы видим, что правительство вышло в поддержку мнимой свободы слова, были принижены чувства верующих.
Считаю, что настоящая цивилизованность выражается в умении понять и принять иной, отличный от собственного, взгляд, который не противоречит общепринятым моральным принципам. Согласно последним оценкам, во Франции проживают порядка более 5 миллионов мусульман.
Последние события стали ударом для каждого из них, ведь на территории страны, где они живут и работают, было манифестировано пренебрежительное отношение к исламу. Все это может привести к очень печальным последствиям как внутри самой страны, так и по всему миру. Дело в том, что правительством Франции был нанесен удар по самому святому для мусульман – пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует), который любим нами больше, чем родственники, родители и дети.
Это боль мусульман всего мира, а не только Франции. Во-вторых, это недоумение поступками отдельных людей, которые, к сожалению, не смогли сдержать свои чувства и пошли на преступление. Убийство в исламе строго карается, ибо в Священном Коране сказано:
«Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества. А вот кто оживит одну душу [спасет другого от смерти, предотвратит убийство], тот подобен оживившему все человечество!» (Св. Коран, 5:32).
Мы осуждаем поступки этих людей, ведь самосуд недопустим и губителен для общества. Но, анализируя цепочку событий, начинаешь задаваться множеством вопросов. Например, не является ли это частью геополитической игры, цели и задачи которой нам еще неизвестны? Конечно, это лишь предположения, истина в этом вопросе известна лишь Всевышнему.
Поэтому, какой бы ни была реальность, верующий человек должен быть более сдержанным и следовать примеру пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). В истории Ислама известны два периода: мекканский и мединский. В мекканский период пророк Мухаммад вел призыв среди явных язычников. Тогда Посланник и его сподвижники постоянно подвергались нападкам, унижениям и притеснениям со стороны курайшитов.
Но посланник Всевышнего всегда проявлял великодушие и тем самым нес благой пример. Даже к ярым врагам он обращался по несколько раз в надежде найти в их сердцах отклик и понимание. В подтверждение этого хочу напомнить историю одного из сподвижников Пророка по имени Икрима (да будет доволен им Аллах). В доме, где вырос Икрима, каждый был проникнут чувством вражды к Всевышнему и Пророку. Отец Икримы Абу Джахль всегда жил коварными замыслами и ухищрениями против ислама. Икрима был проникнут теми же чувствами и будто соревновался с отцом, кто нанесет исламу больший вред. В тот день, когда была освобождена Мекка, Икрима бежал, боясь наказания.
Но Пророк охватил своим милосердием каждого, даже своих явных врагов. И когда Посланник узнал, что Икрима собирается обратно вернуться в Мекку, он обратился к мусульманам, чтобы они приняли Икриму и не оскорбляли его отца. Пророк и другие мусульмане так тепло встретили Икриму, что он был удивлен такому отношению к себе и принял ислам. Также вспомним случившееся в Таифе.
Тогда посланник Аллаха вместе со сподвижниками направился из Мекки в этот город, чтобы призвать людей к истине. Однако люди изгнали их со своей земли, закидывая вслед камнями, на что Пророк никак не отреагировал, а лишь проявил терпение. Но иногда нападки были настолько жестокими, что с уст Пророка нисходили слова проклятья, которые постигали этих людей еще при жизни.
В мединский период началось становление мусульманского сообщества, все больше людей стремились выстроить свою жизнь в соответствии с предписаниями Всевышнего и назиданиями пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), при этом были выстроены и взаимоуважительные отношения с представителями других конфессий.
Но, к сожалению, были и те, кто продолжали творить бесчинства и вносили серьезный дисбаланс в общество. Их поступки и деяния несли опасность и становились причиной смуты, поэтому порой Посланнику приходилось жестко одергивать их от совершения греха. Но и в этом случае посланник Аллаха олицетворял собою именно то, как был охарактеризован Всевышним в Священном Коране:
“Мы ниспослали тебя лишь как милость мирам” (Св. Коран, 21:107).
Он был милосерден как к верным друзьям, так и к лютым врагам. Этому примеру должны следовать и верующие нашего времени.
– Все мы помним предыдущую трагедию – расстрел в редакции Шарли Эбдо, которая опубликовала карикатуры на пророка Мухаммада. Чем обусловлена, на ваш взгляд, такая жесткая реакция на эти карикатуры?
– Как было сказано ранее, такая жесткая реакция может быть обусловлена разными причинами. В том числе невежеством отдельных людей, которые попадают под влияние радикальных течений и начинают выражать свое несогласие через агрессию. Подобные проявления бывают и внутри самого мусульманского сообщества, когда есть различия во взглядах и убеждениях.
Также за этим могут стоять определенные силы, которые хотят привнести в мир дисбаланс и хаос. И потому люди, которые вершат подобные преступления, могут быть марионетками в чьих-то руках, когда за попыткой «защитить Ислам» кроется желание его очернить.
– Как вы оцениваете заявления президента Макрона, который апеллируя к свободе слова и независимости СМИ, фактически поддержал публикацию карикатур. Может ли такая позиция накалить ситуацию?
– Заявления президента Франции и выбранная им позиция, безусловно, может накалить ситуацию. Вновь повторюсь, что наш мир стал маленьким и хрупким, и любые неправильные действия, совершенные в одной стране, будут находить отголоски и в других частях планеты. Последние события стали тому явным подтверждением. Также нужно принимать во внимание, что все мы живые люди, каждый выражает свои чувства и эмоции по-разному.
Такая напряженная ситуация может еще больше накалить отношения между людьми, придерживающихся разных мнений и взглядов. Кроме того, это может стать отличным поводом для усилений действий деструктивных течений, которые также нацелены на разрушение целостности и внесение хаоса. Поэтому мы призываем людей, в том числе и мусульманское сообщество, не поддаваться провокациям.
– Где, по-вашему, та грань, которая отделяет свободу от оскорбления религиозных чувств?
– Это достаточно философский вопрос. Как бы это странно ни звучало, но свобода слова тоже должна иметь определенные рамки. Никому из нас не понравится слушать оскорбления в адрес своих близких и родных. Разве можно унижение человека, насмешку над ним считать свободой слова? Это нарушение личностных границ. Если не устанавливать рамки, то человек, словно зверь, будет разрешать себе все подряд. Разве это путь развития? Дозволенность во всем – это дорога в никуда. Есть общепринятые морали и ценности, которые и должны определить ту грань, где свобода слова переходит в оскорбление чести и достоинства.
– Франция сильна своими светскими, если хотите, антиклерикальными традициями. Многие обвиняют мусульман в том, что они приехали во Францию и должны соглашаться с существующими там порядками, даже если это касается оскорблений религии?
– Мнение мусульманских ученых таково, что верующий должен придерживаться законов той страны, в которой он проживает. Если же эти законы противоречат принципам Ислама и у человека нет возможности в этой стране выполнять предписания Всевышнего, то он должен покинуть эту местность. В Коране сказано:
«Ангелы, умерщвляя притеснявших себя [забирая их души], спросят: «Какими вы были?» Те ответят: «Мы были унижены (ослаблены)». Их спросят: «А разве не была земля Аллаха (Бога, Господа) просторной [в географическом плане и по разнообразию, изобилию благ], разве вы не имели возможности передвигаться по ней [и создавать более комфортные для души и тела условия]?!» (Св. Коран, 4:97).
– Как достичь общественного консенсуса в подобных вопросах? Возможно ли повторение таких событий в нашей стране?
– Ответ на этот вопрос уже давно был дан в Священном Коране:
«О люди! Поистине, Мы [говорит Господь миров] сотворили вас из мужчины и женщины [Адама и Евы] и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Воистину, самыми великодушными (благородными) перед Аллахом (Богом, Господом) среди вас являются те, кто наиболее набожен. Воистину, Аллах (Бог, Господь) Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]» (Св. Коран, 49:13).
Хочу обратить внимание, что этот аят обращен ко всем людям, вне зависимости от взглядов и убеждений. Через это наставление Господь напоминает, что основой межчеловеческих отношений является то, что они идут друг другу навстречу, знакомятся друг с другом, выстраивают диалог. Да, порой взгляды людей могут сильно отличаться или даже противоречить, но Господь каждого без исключения одарил разумом и сознанием.
Защищать свои границы, но в то же время не переходить границы других – это то, чему нужно научиться всем нам, если мы хотим обеспечить на Земле мир и покой. Это и есть путь цивилизованного развития. Считаю и надеюсь, что в нашей стране такие события не произойдут, кроме как, если это будет сделано целенаправленно, чтобы внести дисбаланс и в наше общество. В России ценятся религиозные чувства верующих и учитывается фактор присутствия на территории страны многомиллионного мусульманского сообщества.
Сейчас мусульмане всего мира и России, в частности, очень обеспокоены происходящим, их возмущения объяснимы и даже были ожидаемы. Важно их услышать, дать возможность высказаться, защитить свои ценности в рамках закона. Как бы в дальнейшем ни развивались события, российские мусульмане должны следовать принципам мирного сосуществования разных конфессий и национальностей. В этом кроется особенность и сила нашей страны.
– Что бы вы посоветовали мусульманам, которые находятся в замешательстве по поводу реакции на провокации в отношении своей религии?
– В первую очередь, конечно же, не поддаваться на провокации. Мы должны остановить это зло, а не способствовать его распространению. Важно помнить, что агрессия не подавляется агрессией, мы должны проявить осознанность, не опускаться на уровень тех, кто позволяет себе очернять религию! В Коране сказано:
«Не одинаковы хорошее и плохое. [Но если кто-либо проявил его в твой адрес,] ответь [на плохое] хорошим. Ты увидишь, как твой враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного друга» (Св. Коран, 41:34).
Вся жизнь посланника Аллаха была проникнута искренней чистотой и праведностью. И хотя во все века находились люди, пытавшиеся принизить значение Пророка, все их попытки оказывались тщетны. Жизнь посланника Божьего была, есть и останется одним из неопровержимых доказательств его пророческой миссии. Насмешки со стороны несведущих никак не смогут нанести ему вред.
И если верующие хотят встать на защиту Пророка, то, в первую очередь, нужно следовать его примеру, воспитать в себе те качества, которые были присущи ему. Известно, что, когда пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) спросили о высокой нравственности, он процитировал следующие слова из Священного Корана:
«Возьми [себе на вооружение] умение прощать, побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали, нравственности] и отвернись от невежд» (Св. Коран, 7:199).
Надеюсь, что мусульмане не забудут это наставление и будут благоразумны.