ПОДЕЛИТЬСЯ

Даргях – место, где собирались суфии и дервиши. В течение всей истории Ислама тасаввуф продолжал сохранять духовную свежесть, закрывая путь лености и извращениям даже во времена экономического и социального благоденствия. Также он давал возможность перевести дух в тяжелые времена, когда враги захватывали земли и сеяли зло; служил лекарством для израненных сердец; утешал утомленный разум. За целый день уставшие от шума торговых сделок торговцы приходили вечером в даргях и не только отдыхали от торговой деятельности, но и получали там духовное воспитание.

И так как в наши дни весьма ограничены возможности получения такой пользы, каждый человек должен прилагать еще больше усилий и стремиться к тасаввуфу. Воистину, в те времена, когда тасаввуфическая жизнь была бурной, даргяхи и текке были своеобразными реабилитационными центрами.

Все, у кого разладились дела, замучили семейные проблемы или же были вопросы, которые невозможно решить самому, находили покой в текке и даргяхах. Например, обращение Мавляны (рахматуллахи алейхи) «Приходи, приходи, приходи кем бы ни был!», являлось призывом спасения ко всем людям, которые потеряли покой, веру и надежду. Все это представляет собой пророческое отношение.

Например, когда Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) достигал какого-либо блага или победы, он, говоря «О Аллах! Истинная жизнь – это жизнь Ахирата», отстранялся от стремления к мирскому, или же к надменности, высокомерию и самовлюбленности. Также, когда он испытывал трудности, он вновь восклицал «О Аллах! Истинная жизнь – это жизнь Ахирата».

Таким образом, он не давал душам мусульман потерять надежду из-за преходящих трудностей и чрезмерной печали. Говоря иными словами, он дал своей умме духовный рецепт сохранения покоя, спокойствия и душевного равновесия. То есть, если душа человека удаляется от духовности, человек не сможет избежать стрессовой ситуации и опасности попасть в депрессивное состояние как будучи состоятельным, так будучи и бедным.

В период благополучия человек должен держать себя в уздах, а в тяжелые моменты он Усман (радыяллаху анху) говорил: «Мысли (и алчность) о мирском приводят к духовной темноте, а размышление об Ахирате является светом души». нуждается в утешении. Поэтому человек всегда, как в хорошие, так и плохие времена, нуждается в тасаввуфических тренингах, которые основаны на методах пророков. Ибо, как богатство, так и бедность являются испытанием.

Даже можно сказать, испытание богатством гораздо сложнее, чем испытание бедностью. Это объясняется тем, что в хорошие периоды времени возрастает вероятность давления нафса. И в тяжелые времена, благодаря слабости, лучше всего устремиться к Аллаху. Главное, не жаловаться на предопределение Аллаха. Имам Газали (рахматуллахи алейхи) говорил: «Главное искусство – это знать методы терпения, будучи здоровым и имея состояние».

Из книги «Испытание мусульман деньгами»