ПОДЕЛИТЬСЯ
Что такое ибада (поклонение)?
Что такое ибада (поклонение)?

Ибада – это поклонение Аллаху, возвеличивание Его и проявление благодарности за всё Им дарованное.

Аллах – Тот, Кто создал нас из ничего, одарил нас зрением, слухом и речью. По Милости Аллаха мы обладаем разумом и удостоены привилегированного положения по сравнению с другими созданиями. Аллах даровал нам бесценные дары, начиная от кислорода, который мы вдыхаем, и заканчивая водой, которую мы пьем.
Аллах не оставил нас без Своего попечения, ниспослав нам Пророков и Священные Писания и указав нам пути достижения счастья в этом мире и после Конца Света.
Аллах повелел нам быть благодарными Ему, овладевать знаниями о Нем и поклоняться Ему.
Если какой либо человек одарит нас своей любовью, заботой, вниманием, множеством даров, то конечно же мы будем благодарны ему, с радостью выполним любое его поручение, просьбу. Так как же мы можем быть неблагодарны нашему Господу, одарившему нас жизнью и всем, что у нас есть. Целью нашей жизни должна стать вера и поклонение Великому Творцу. Через это мы сможем удостоиться чести войти в число Его любимых рабов, и соединиться с бесконечным счастьем Рая.
Виды ибады
Ибада бывает трех видов:
1) Ибада, совершаемая самим верующим (ибада телом). Например, совершение намаза или соблюдение поста. Каждый мусульманин должен выполнять эту ибаду сам, ее нельзя перепоручить. Нельзя поститься или совершать намаз за другого.
2) Ибада, связанная с имуществом (ибада имуществом). К ней относятся отчисление закята и жертвоприношение. В ибаде имуществом поручительство допускается.
3) Ибада, выполняемая самим верующим и связанная с имуществом (ибада телом и имуществом). Это хадж (паломничество в Мекку).
Пожилые, больные или инвалиды, которые имеют деньги, но не в состоянии выполнить Хадж, могут поручить другому мусульманину совершить Хадж вместо себя.

Степени ибады

Как правило, человек совершает поклонение, руководствуясь одним из следующих намерений:
1. Ибада Аллаху, ибо Он Единственный, Кто достоин абсолютного поклонения и благоговения.
Эта степень ибады является наивысшей. Исполняя повеления Аллаха, верующий ожидает только Его довольства.
2. Ибада с мечтой о Рае и в страхе перед Адом.
Человек, выполняющий ибаду с таким намерением, соблюдает повеления Аллаха, но лучше, если он будет делать это только ради Аллаха.
3. Ибада с целью скорейшего получения выгоды и для демонстрации перед окружающими своей якобы праведности. Это самая низшая степень ибады. Более того, ибадой она даже не считается, поскольку все, что делается не ради Создателя, не обладает перед Аллахом ценностью и не вознаграждается.
Польза ибады

Наша душа, как и тело, нуждается в пище, но в пище духовной. Этой духовной пищей являются вера и поклонение Создателю. Ибада возвышает нашу душу, предотвращает совершение нами греховного и сохраняет самое ценное – веру.
Несмотря на то, что в жизни человек встречается с трудностями и попадает в, казалось бы, безнадежные ситуации, от погружения в отчаяние и уныние он спасает себя ибадой. Благодаря поклонению, человек приближается к Аллаху, находит убежище в Его Милости и обретает спокойствие. Кроме того, ибада приносит пользу не только душе верующего, но и его телу. Перед намазом он должен совершить омовение, а пятикратный намаз способствует тому, что мусульманин постоянно поддерживает чистоту своего тела, заботится о собственном здоровье. Выполнение во время намаза определенных движений обеспечивает человеку некоторую физическую активность. Соблюдение поста нормализует пищеварение. А такой вид поклонения, как закят, полезен для общества, так как решает проблемы нуждающихся мусульман.

МАЗХАБЫ В ИСЛАМЕ
РАЗЛИЧИЕ ВО МНЕНИЯХ – ЭТО МИЛОСТЬ АЛЛАХА
Как известно из вероучения Ислама, со времен Пророка Адама, мир ему, человечеству росло и совершенствовалось, подобно тому, как взрослеет человек. И поэтому Божественные законы (Шариаты), ниспосылаемые через Пророков людям, различались в зависимости от состояния конкретных племен и народов. Со временем, когда человечество словно «выросло» из детского возраста, люди в равной степени обрели способность получать одни и те же знания от одного и того же Учителя. То есть объективно не осталось потребности в различных Шариатах, и Аллахом был ниспослан последний Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) и Шариат, ставший доступным для всего человечества. Однако по причине того, что условия и места проживания, а также характеры, умственные и физические способности, сферы деятельности и т.п. у людей отличаются, сохранилась необходимость в небольших различиях в некоторых положениях Шариата. И именно подобная гибкость в решении не основополагающих вопросов придает нашей религии универсальный характер, позволяя ей существовать и развиваться в любых условиях и оставаться открытой для каждого человека на Земле.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в разное время совершал одни и те же религиозные обряды с небольшими отличиями, давал разные советы на один и тот же вопрос, учил людей поступать по-разному в одинаковой ситуации. Но все, что касалось основного и важного, было единым и неизменным; все примеры Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), советы и наставления были правильными во всех случаях.
Ученые Ислама, тщательно изучив Коран и Сунну Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), и, учитывая эти сходства и отличия, систематизировали полученные знания в богословско-правовые школы – мазхабы. В первые века распространения Ислама существовало более 10-ти мазхабов. Впоследствии многие из них перестали существовать из-за того, что не нашлось людей, которые продолжили бы их развитие. Поэтому в настоящее время в силу объективных причин сохранилось четыре официально признанные мазхаба. Каждый мазхаб носит имя своего основателя-имама: Абу Ханифы, Шафии, Малика, Ханбаля.
Кто-то может спросить: «Истина бывает только одна, как же могут быть правильными решения четырех?» Ученый Бедииуззаман Саид Нурси так отвечает на этот вопрос: «Так же, как вода для пяти разных болезней принимает пять решений: одному, судя по характеру его болезни, вода – лекарство, поэтому с медицинской точки зрения вода для него – ваджиб (необходимость). Другому из-за его болезни вода вредна как яд, и по медицине вода ему – харам. Третьему – небольшой вред, тогда с медицинской точки зрения вода для него – макрух (нежелательна). Четвертому человеку вода приносит пользу, не нанося вреда, по медицине она ему – сунна. Пятому вода не вред, не польза, пусть пьет на здоровье, она ему – мубах (свободно дозволена). Итак, истина разделилась. Все пять решений истинны. Так можешь ли ты сказать, что вода только лекарство, только ваджиб, другого и быть не может, другое решение неправильно?! Таким же образом законы (хукм) Аллаха изменяются по мазхабам в зависимости от людей, которые подчиняются им, причем изменяются правильно, и каждый закон становится истиной и пользой.
Все основатели мазхабов, использовали одни и те же источники Шариата, основами которых являются Коран и Сунна. А второстепенные, такие как иджма (согласованное мнение), кыяс (суждение по аналогии), истихсан (предпочтительное мнение), урф (применение обычного права), и др., каждый из них использовал по своему усмотрению, в соответствии с собственной логикой, системой методов и приемов, используемых им при исследовании. Основы (асл) вероучения у всех мазхабов едины, а различия касаются незначительных вопросов (фуру). Мнения ученых, разрабатывавших эти мазхабы, охватывают все возможные стороны жизни мусульманского общества, они объясняют смысл Корана и Сунны и решения, вытекающие из них, в доступной для понимания форме. Следуя богословско-правовым решениям одного из мазхабов, мусульмане считают остальные три мазхаба также верными, истинными. Между мазхабами существуют прочные связи и на уровне ученых-богословов, и среди простых мусульман. Некоторые различия в способах поклонений не мешают им с любовью относиться друг к другу, ибо это именно те различия, о которых Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что они являются милостью от Аллаха людям.

УЧЕНЫЕ – НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКОВ
Каждый ли мусульманин имеет право выносить самостоятельное решение по важным вопросам фикха? Прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, какое место в Исламе занимает знание и знающий человек. Знание религии – это великий дар от Аллаха, которым Он украшает умы и сердца людей по Своей Воле. И об этом Аллах сказал в Коране:
«…Возвысит Аллах степени тому из вас, кто верует, кому дарованы знания (религии). И знает Аллах о том, что вы делаете»
(аль-Муджадаля, 58/11)
«Эти притчи Мы приводим людям, но постигают их только знающие»
(аль-Анкабут, 29/43)
«Боятся Аллаха из рабов лишь знающие»
(Фатыр, 35/28)
«Свидетельствуют Аллах, а также ангелы и наделенные знанием, что нет Бога, кроме Него – Всемогущего, Мудрейшего»
(Али Имран, 3/18)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал об этом:
«Кому Аллах желает добра, тому Он дает понимание в религии. Я только раздающий, а дает Аллах» (Бухари).
Абу Умама Бахили (радыйаллаху анху) рассказывает, что Посланнику Аллаха упомянули о двух людях, один из которых был простым поклоняющимся, а другой – ученым. Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Превосходство ученого над простым поклоняющимся, как мое превосходство над самым последним из вас. Истинно, Аллах, Его ангелы, все творения небес и земли, даже муравьи в своих норках и рыбы благословляют обучающего людей добру» (Тирмизи).
В другом хадисе сказано: «Того, кто следует по пути получения знаний, Аллах выводит на один из путей в Джаннат. Ангелы стелют под ним свои крылья от радости. За ученого просят прощение все творения небес и земли, и рыбы в воде. Поистине, превосходство ученого над поклоняющимся, как превосходство полной луны над всеми звездами. Поистине, ученые – наследники Пророков. И истинно, Пророки не оставляли в наследство динары или дирхамы, а оставляли в наследство знания. И кто взял его, тот получил огромный удел» (Абу Дауд).
Поэтому ученые единогласны в том, что выносить самостоятельные решения по вопросам фикха может только ученый-муджтахид. Претендующий на степень муджтахида, должен:
1) знать согласное мнение общины (иджма) по главным вопросам фикха с его вариантами по мазхабам;
2) владеть методами фикха;
3) в совершенстве владеть арабским языком;
4) знать наизусть Коран и его тафсир;
5) знать не менее трех тысяч хадисов с полным комментарием;
6) вести строгую и благочестивую жизнь.
Последними суннитскими муджтахидами высших степеней признаются основатели мазхабов.
Для того, чтобы муджтахиды правильно понимали Коран и хадисы, Аллах Всевышний одарил их мудростью и острым умом, силой воли и еще многими преимуществами, во главе которых искренняя богобоязненность, а затем – божественное озарение их сердец. Приведем краткие сведения об этих необыкновенных людях.
Основателем первого мазхаба является Абу Ханифа б. Нуман б. Саббит аль-имам аль-Азам. Годы жизни (699 — 767). В юности он получил блестящее общее и богословское образование, был очень богобоязненным, щедрым, молчаливым, постоянно размышляющим человеком. Удостоился чести встречаться с некоторыми сподвижниками Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Ночи великий имам проводил в намазах. В одном намазе каждую ночь он полностью прочитывал Коран. В течении 40 лет он выполнял утренний намаз с омовением ночного. Мазхаб Ханафи распространен в Индии, Пакистане, Бангладеш, ЮАР, Иордании, Ливии, Судане, Ливане, части Китая, Турции, России, Центральной Азии, Египте, Афганистане и т.д. (1/3 мусульманского мира).
Основатель второго мазхаба – Малик б. Анас Аль-Асбахи (713-795). В юности учился под руководством около 100 ученых. Написал много книг, среди которых «Аль-Муватта» — один из первых сборников хадисов. Он очень любил хадисы и никогда не читал их без омовения. Он был очень честен и никогда не стеснялся сказать «я не знаю», если не знал ответа на что-либо. Он никогда не делал различия между студентами, даже если среди них были короли. Мазхаб Малики распространен в Алжире, Тунисе, Марокко, Судане, части Египта, и в других частях Африки.
Основатель третьего мазхаба – аш-Шафии, Абу Абдуллах Мухаммад бин Идрис (767 — 820), ученик Малика бин Анаса. Получил хорошее образование, его уважали за скромность, справедливость, доброжелательность и честность. Он имел великолепную память: в возрасте 9 лет знал Коран наизусть. Он был первым, кто написал книгу «Усуль Аль-фикх», т.е. об основах фикха. В Рамадане он прочитывал весь Коран в своих намазах 60 раз. Свои ночи он делил на 3 части: треть проводил в молитвах, другую треть – в учении, а оставшуюся треть отводил для сна. Этот мазхаб сложился под влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности. Мазхаб Шафии распространен в Индонезии, Малазии, Таиланде, части Индии и Шри-Ланки, Аравии, Палестине, Уганде, Кении, части Египта, Сирии, ЮАР и др.
Четвертый мазхаб основал Ахмад бин Ханбаль, Абу Абдуллах (780 — 855). Он получал знания у многих известных ученых и собрал большое количество хадисов Пророка, мир ему: его книга «Муснад» содержит более чем 40 тыс. хадисов. Он был лучшим учеником имама Шафии, который сказал о нем: «Я оставил Багдад, и не было там человека более ученого, скромного, честного и интеллигентного, чем Ахмад бин Ханбаль». Имам Ахмад ежедневно выполнял 300 ракаатов дополнительных намазов. На его похоронах присутствовало более 800 тыс. мужчин и 60 тыс. женщин. Мазхаб Ханбали распространен в Саудовской Аравии и других странах Персидского залива, в Ираке, Сирии.
Следуя наставлению Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) «Обучайте людей (религии), облегчайте и не затрудняйте» (Ахмад «Муснад»), эти великие ученые облегчили обустройство повседневной жизни каждого мусульманина в соответствии с требованиями Шариата. Их труд является таким великим вкладом в нашу религию, что, если бы не помощь Аллаха, он не был бы возможным, ибо это выше человеческих сил. Поэтому долг истинного мусульманина – быть искренне благодарным тем, кто посвятил свою жизнь глубокому изучению Корана и Сунны и обучению им других. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот не из моей общины, кто не уважает наших старших, не милосерден к нашим младшим и не почитает наших ученых» (Ахмад «Муснад», Табарани).

ПУСТЬ НЕЗНАЮЩИЕ СПРОСЯТ У ЗНАЮЩИХ
Итак, муджтахид – это человек, имеющий достаточно знаний для того, чтобы понимать и толковать источники Шариата, и ему не положено придерживаться какого-либо мазхаба. А как должен поступать обычный мусульманин?
С детства для нас является естественным и привычным такой порядок вещей, при котором ищущий знания многие годы является учеником, постигая науку из уст более грамотных, набираясь опыта под их руководством, т.е. является последователем (мукаллидом). Это можно наблюдать в любой из областей знаний. Что же касается знаний по Исламу, то Аллах в Коране установил такой же порядок:
«Так расспросите знающих, если сами не знаете»
(аль-Анбия, 21/7)
«Почему бы не отправить из каждой общины по группе, чтобы укрепиться в вере (узнать основы религии у Пророка) и по возвращении увещевать других»
(ат-Тауба, 9/122)
В хадисах сказано: «Слушай внимательно! Весь мир и все, что в нем проклято (т.е. лишено милости Аллаха), кроме трех: зикра Аллаха и всего, что приближает к Нему, ученого и ученика религиозных знаний» (Тирмизи).
«Изучайте Коран и обучайте ему других, получайте знания и передавайте их людям,изучайте фарды и обучайте им людей» (Байхаки).
«Верующий никогда не насыщается добром (т.е. знанием).Он слушает до тех пор, пока не достигнет Джанната» (Тирмизи).
«Поистине, ученые подобны звездам в небе, по ним определяют правильную дорогу в темноте на суше и на море. И если они потеряют свой свет, то идущие могут заблудиться» (Ахмад «Муснад»).
Аллах Всевышний направил Своего Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы он проповедовал Священный Коран и обучал ему. Благородные сподвижники получили знания от Пророка, мир ему, а от них, в свою очередь, получили наставления религиозные ученые. Все же остальные мусульмане, следуя установленному Аллахом порядку, должны получать знания от ученых и из их книг. Таким образом, в соответствии с единогласным мнением ученых, если человек сам не является ученым, то он обязан быть учеником (мукаллидом) и следовать (таклид) мнению одного из муджтахидов, что соответствует Корану и Сунне. Мусульманин абсолютно свободен в выборе мазхаба и может по своему желанию придерживаться любого из них.
Ученые Ислама едины во мнении, что отказ от следования за учеными – дорога к заблуждению, ибо Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах не заберет знание, лишая его Своих рабов. Он лишит знания, забирая к себе знающих. Так что, когда не останется ни одного ученого, люди изберут для себя невежественных руководителей. Их будут спрашивать, а они станут решать без знаний.Они сами заблудятся и введут в заблуждение других» (Бухари).
«Будь ученым, или учеником, или внимательно слушающим, или любящим (знания и ученых). Не будь пятым, иначе погибнешь. Пятый – это тот, кто ненавидит знания и ученых» (Табарани).

(по мазхабу Абу Ханифы)
Что такое ибада?
Виды ибады.
Степени ибады.
Польза ибады.
Мазхабы в Исламе.
Что такое «ибада»?