ПОДЕЛИТЬСЯ
Ислам, Благотворительность и предпринимательство
Ислам, Благотворительность и предпринимательство

Исламская модель благотворительности имеет за собой богатое наследие в истории и повлияла на создание похожих моделей в других культурах
Религия Ислам поощряет все формы благотворительности, вне зависимости от того является его получатель плохим или хорошим, мусульманином или немусульманином.
В то время как обязательные молитвы указывают на духовность мусульманина в построении прямой связи со Всевышним Господом, благотворительность отражает духовную зрелость в контексте построения отношении с созданиями Всевышнего. О ее важности упоминается в Священном Коране:

«Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» ( Св. Коран 2:43)

Благотворительность настолько важна перед Всевышним, что об этом говорится в Коране следующее:

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». (Св. Коран 3:92)

В идеале акт пожертвования в Исламе должен рассматривать не только как моральное обязательство по отношению к обществу, но в действительности это искреннее стремление в достижении милости Господа Миров.
Ислам также предостерегает мусульман от ложной благотворительности в Коране (Св. Коран 2:264), где разъясняется, что это действие или акт подаяния, который совершается чтобы видели другие. Кроме этого благотворительность будет иметь ценность, если пожертвования совершаются тем, что имеет ценность, и из приобретенных законным образом благ дарителя.
Пророк с.а.в. являлся истинным образцом человека, раздающего милостыню, так как большую часть своего имущества он завещал на благотворительные цели. Таким образом, это стало обычаем и доброй традицией для обеспеченных мусульман того периода завещать одну треть своего имущества в собственность Вакфа, исламского благотворительного института.
Через пожертвования мусульмане укрепили свои общественные связи, усилили свое экономическое положение. Исследования доисламского и раннего исламского периода доказывают, что первые созданные мусульманские рынки в Медине были созданы без взимания налогов. Это означает, что Пророк Мухаммад с.а.в. намеревался адаптировать практику доисламских рынков Юказа (название места торговли в доисламский период), где места не облагались налогом. Однако поздние мусульманские рынки Медины выявили иную идею концепции рынка благотворительности (Аль сук садака), особенностью которой было то, что Пророк с.а.в. предоставил мусульманам их рынки в качестве благотворительного дара.
Историческое описание экономического и социального положения во время правления Халифа Умара Ибн Аль-Хаттаба, одного из сподвижников Пророка с.а.в., возможно в наши дни не поддается пониманию и представлению. Описывается что изобилие средств благотворительной казны «Байт уль-Мал» (Дома благосостояния) в тот период достигла таких размеров, что в государстве трудно было найти людей, которым предназначались эти государственные пособия и пожертвования от закята и приходилось вновь возвращать средства в эту же казну.
Совершенно очевидно, история доказала, что исламская модель благотворительности, в случае ее построения должным образом, имеет потенциал увеличения богатства и улучшения общественного благосостояния. Инициативы мусульман по созданию благотворительных институтов были признаны многими, как уникальные организации и являются взаимодополняющими по природе. В средние века исламские благотворительные организации были источником системы децентрализованных и самоуправляемых гражданских институтов, оставив богатое наследие правовых норм и прецедентов о правах и обязанностях доноров и получателей пожертвований.
Ученые также ведут споры о том, что в тот период в Европе не существовало подобных организаций, и институт Вакфа оказал огромное влияние на появление института доверителя в Общем Праве английского права. Фактически, основанием для появления старейшего Оксфордского колледжа в 13 веке является богатое наследие и интеллектуальный капитал, оставленный иудейскими и мусульманскими общинами Медины 7-го века.
Пожертвование или благотворительность как экономическая основа считается значительной в религиозном, общественном и коммерческом обмене, так как она подчеркивает важность действии по дарению, нежели приобретению себе, что служит больше общественным и публичным интересам (маслаха), нежели индивидуальным.
В нынешнее время политики, бизнесмены и экономисты ведут поиск лучшего решения проблем общества через инновации, финансовые технологии и законы. Но обратившись к истории мы понимаем, что успех благотворительных и донорских организации непосредственно отражает состояние духовности мусульман, с чего бы и следовало начинать ее улучшение. Отмечая опыт Халифа Умара, например, мы ощущаем насколько сильны были экономические и общественные отношения. И их успех объясняется духовным лидерством самого Халифа.
Таким образом, резюмируя необходимо отметить, инновации и новые идеи важны, но что намного важнее для восстановления роста благотворительности бизнес сектора, так это направить созидательную энергию духовности в русло исламской благотворительной экономической системы.