Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу)» «Сахих» Муслим.
Порой некоторые люди, по незнанию, преподносят нашу религию как нечто очень и очень трудное. А шариат как жесткие законы.
Давайте же разберемся так ли это.
Изучая Коран и сунну мы можем смело сказать — цель шариата (религиозного закона) Всевышнего Аллаха – это достижение людьми счастья в обоих мирах. Шариат помогает нам в этом, облегчает наши задачи.
Давайте обратимся к нашей Священной Книге – Корану и хадисами Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Аллах сказал в Священном Коране(смысл): «В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (Коран, 2:185).
Всевышний также сказал(смысл): «Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима (Авраама). Аллах нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он — ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!» (Коран, 22:78).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его, так придерживайтесь же правильного и приближайтесь, и радуйтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи» («Сахих» аль-Бухари, 39).
Всевышний Аллах возлагает на Своих созданий только то, что им по силам. В этом смысле Ислам является религией легкости. В Священном Коране сказано (смысл) : «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты — наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми» (Коран, 2:286).
Передают со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах простит (членам) моей общины ради меня (то, что они сделают) по ошибкe и забывчивости (, а также) то, к чему их (будут) принуждать» (Ибн Маджах 2045 и аль-Байхакы 7).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: „Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете, ибо, поистине, живших до вас погубилo лишь то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками“» (Аль-Бухари и Муслим).
В приведенных аятах хоть и говорится о легкости отсутствии затруднений в нашей религии, однако это не говорит о том, что человек может делать то, что он хочет и не обращая внимания на дозволенность или запретность того или иного действия.
Все поклонения, приказы и запреты являются примером проявления милости Аллаха к Его творениям.
Первым проявлением принципа легкости являеттся то, что желающему принять Ислам не нужно обращаться к людям, исповедоваться перед кем то, а необходимо лишь искренне засвидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, понимая истинный смысл этих.
Примерами легкости Ислама может быть следующее:
- Ислам не поощряет чрезмерность в поклонении, в нем отсутствует институт монашества. Всевышний Аллах сказал (смысл):
«…и отправили Мы Ису, сына Марйам, и даровали ему Евангелие и вложили в сердца тех, кто последовал за ним, сострадание и милосердие, а монашества, которое они сами придумали, Мы им не предписывали. (Они делали это) только в стремлении к благоволению Аллаха, однако не соблюдали этого должным образом» (Коран, 57:27).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«… Клянусь Аллахом, я являюсь самым богобоязненным и благочестивым среди вас! Однако я соблюдаю пост и разговляюсь, молюсь и сплю, а также женюсь на женщинах. А всякий, кто не желает следовать моим путем, не имеет ко мне никакого отношения» (Аль-Бухари и Муслим).
Ислам — это не просто религия, а универсальный образ жизни, в котором учитывается все. Это – уникальная система для всех аспектов общественной и личной жизни человека.
- Разрешение не соблюдать пост в месяц Рамадан путнику и больному. В Коране сказано:
«Месяц рамадан (является месяцем), в который был ниспослан Коран как руководство для людей, и разъяснения к (этому) руководству и различение. И те из вас, кого этот месяц застанет (дома), пусть постятся, а кто заболеет или (будет находиться) в пути, (должен поститься) столько же дней в другой (месяц). Аллах желает для вас облегчения и не желает вам затруднения…» (Коран, 2:185).
- Легкость молитвенного обряда
Также в качестве показателя легкости Ислама можно привести несколько примеров, связанных с самой молитвой:
Обязательную молитву необходимо совершать всего лишь пять раз в сутки, она не занимает много времени и не препятствует повседневным делам человека.
Молитвы разрешается совершать облегчённым образом в случае, если человек находится в пути или если он болен.
Молится можно в любом чистом месте.
Женщина освобождается от совершения молитвы во время месячных и во время послеродового кровотечения.
При непреднамеренной ошибке в молитве, ее не требуется повторять заново, а можно исправить ситуацию, сделав дополнительный поклон по окончании молитвы.
- Дозволенность в состоянии ихрам (во время хаджа или умры) совершать такие действия, которые обычно запрещено совершать в этом состоянии, если человек находится в затруднительном положении (болен).
Аллах Всевышний сказал (смысл): «И завершайте хадж и умру ради Аллаха и не обривайте голов своих, пока жертвенный скот не достигнет (назначенного) ему места. А если кто-нибудь из вас болен или голова его доставляет ему страдания (,он может обриться), искупив (это) соблюдением поста, или милостыней или жертвоприношением» (Коран, 2: 196).
- Предоставление отсрочки должнику, оказавшемуся в затруднительном положении.
«Если (должник) находится в затруднительном положении, (дайте ему) отсрочку, пока (не придет) облегчение» (Коран, 2: 280).
Если человек одалживает деньги дозволенным образом, но не может выполнить свои обязательства, то заимодавцу надо дать ему отсрочку до тех пор, пока положение его не облегчится.
Мусульманские ученые сказали, что должника не следует обязывать отдавать в качестве возмещения долга такое имущество, утрата которого нанесет ему вред, например, одежду, жилище или слугу, в котором он нуждается. То же самое касается и всего необходимого для торговли, благодаря которой он обеспечивает самого себя и свою семью.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Однажды пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) спросили: „Какую религию Аллах любит больше всего?“ Он ответил: «Великодушную истинную религию единобожия» (Ахмад и аль-Бухари).
- Снисходительноть
Абу Хурейра передаал хадис, в котором рассказывается, что однажды когда человека, употребляющего спиртные напитки, отхлестали в качестве наказания за распитие спиртных напитков, кто-то из людей сказал этому человеку: «Да опозорит тебя Аллах!». Услышав эти слова, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«لا تقولوا هكذا لا تعينوا عليه الشيطان»
«Не говорите так. Не помогайте шайтану в отношении этого человека»( Бухари).
Проклятие – это отдаление от милости Аллаха. И даже если человек совершает грех, его нельзя проклинать.
- Справедливость
Ислам признает равенство мужчин и женщин перед Всевышним. Согласно Корану и Сунне, пол не имеет никакого влияния на вознаграждение и наказание в будущей жизни. Для мужчин и женщин Всевышний предписал такие законы, которые соответствуют им. В шариате не бывает такого, чтобы мужчины пользовались какими-то привилегиями за счет лишения женщин и наоборот.
Так, Всевышний в Коране говорит (смысл) : «Господь их ответил им: «Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других…» ( «аль Имран» 195).
«А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай, и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке» ( «ан-Ниса» 124).
В исламе ясно говорится, что мужчина и женщина имеют равный статус перед Всевышним, и только благочестие возвышает одного человека над другим. Но равенство не означает тождество. Всевышний определил для каждого его обязанности и права.
В Исламе недопустимо, чтобы какие-то блага предназначались для людей белой кожи, а темнокожие люди оставались бы обделенными. Все люди равны перед Аллахом, а наилучшими среди них являются наиболее богобоязненные.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) подчеркнул:
«Всё человечество происходит от Адама и Хавы, и нет преимущества у арабов перед не арабами, и у не арабов – перед арабами; нет преимущества ни у белых над чёрными, ни у чёрных над белыми, кроме как в богобоязненности и добрых делах. Знайте же, что любой мусульманин – брат другому и что все мусульмане – братья».
Братство является одним из фундаментальных элементов Ислама.
- Покаяние. Прощение ошибок
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый потомок Адама ошибается, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся» (Ахмад «Муснад, Тирмизи «Сунан»).
Из этого хадиса следует, что любой человек может совершить ошибку или грех, ведь такова природа человека. Но по Милости Аллаха , он может обрести прощение через покаяние («тауба»). Суть этого действия состоит в том, что человек должен отказаться от совершения этого греха ради Аллаха, то есть страшась Его наказания и желая награды от Него. Кроме того, кающемуся человеку следует выразить сожаление о совершенном грехе и принять твердое решение никогда не возвращаться к нему впредь и постараться исправить положение благими поступками.
Желающий покаяться не нуждается в посредниках, которым бы он исповедовался вместо Аллаха. Покаяние – личное дело, касающееся только человека и Аллаха, именно Его мы просим о прощении.
Один человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Не осталось никакого плохого дела, которое я бы не совершил, так есть ли для меня прощение?» На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) его спросил: «А ты свидетельствуешь, что Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переспросил его три раза, и каждый раз тот отвечал: «Да». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Знай же, что второе затмило собой первое!». ( Абу Йа’ля «Муснад , Табарани «Аль-му’джам аль-аусат)
В другом риваяте этот хадис передан следующим образом. Некий человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Что ты скажешь о том, кто совершил все виды грехов, что есть, но он не придавал Аллаху ничего в сотоварищи? Не осталось никакого плохого дела, которое бы он не совершил. Есть ли для него покаяние?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Принял ли ты Ислам?» Тот ответил: «Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Он – один, и у Него нет сотоварища, и свидетельствую, что ты – посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Тебе следует совершать благие поступки и оставить дурные, и тогда Аллах, Свят Он и Велик, обратит все твои грехи в благие дела!» Тот человек спросил: «И мои измены, и мои преступления?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да!» Человек воскликнул: «Аллах Превелик!», – и продолжал возвеличивать Аллаха, пока не скрылся из виду. (Табарани «Аль-му’джам аль-кабир, Хайсами в «Аль-маджма»)
Всевышний Аллах сказал(смысл): «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он-Прощающий, Милостивейший») (Аз-зумар 53).
В тоже время раскаяние является причиной любви Всевышнего к человеку. Всевышний Аллах сказал :»… Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» ( Аль-Бакара: 222).
- Основой во всём, что создал Аллах, является разрешённость
Ещё один пример принципа облегчения и снисходительности это то, что основой во всём, что создал Аллах, является разрешённость, а не запрещённость. Человеку дозволено наслаждаться всем, по поводу чего не пришёл явный запрет.
Воистину, религия Аллаха несёт в себе легкость и счастье для людей и не содержит в себе страдания и мучения.
Всевышний Аллах указал на это в самом начале суры «Та ха», сказав следующее(смысл): « Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится» (Таха:1-3).
10 . Легкость Вероубеждения
Ясность вероубеждения и лёгкость веры в Аллаха является чертой, отличающей Ислам. Ислам повелевает людям поклоняться лишь единому Аллаху.
В нем нет места посредничеству между Создателем и Его рабами, также как нет места приданию Всевышнему сотоварищей.
В Исламе нет тайн, в которые посвящались бы лишь некоторые духовные особы.
Принцип облегчения и снисходительности действительно является неотъемлемой частью нашей религии . Доказательством тому служит огромное количество аятов Корана и изречений посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Ислам придерживается золотой середины во всех сферах: в вероубеждении, в поклонении, во взаимоотношениях и т.д. . Всевышний Аллах сказал (смысл): « Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (Корова:143).
Очень важно подчеркнуть, что не позволяется злоупотреблять принципом облегчения, переступая границы дозволенного. Передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах): “Если можно было выбрать одно из двух, Пророк непременно выбирал для себя то, что проще, если в этом не было греха. А если в этом был грех, то он более других отдалялся от него…» (Хадис приведен в сборниках Аль-Бухари и Муслима).
11.Вход в Рай.
Сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о будущем того, кто уверовал и затем сохранил свою веру: «Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, что Иса — раб Аллаха и Его посланник, а также слово Его, посланное Марйам, и Дух от Него, и что Рай — истина, и что Огонь — истина, того введёт Аллах в Рай в соответствии с делами его»(Бухари).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Аллах любит, когда данным Им облегчением воспользуются, в такой же степени, как презирает, когда совершаются грехи» ( Имам Ахмад «Муснад») .