Права женщины в Исламе
Религия Ислам четко соблюдает все права женщины, и ставит ее на такое место, какое не дает ей ни одна другая система и религия. Ведь в одном из аятов Священного Корана Всевышний Аллах говорит:
Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день. Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения. Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый. (Аль-Бакара: 228)
Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) также призывал мужчин не ущемлять и соблюдать все права женщин, и говорил относительно этого: «Бойтесь Аллаха относительно того, что возложил Он на вас в исполнении прав их! Ведь вы взяли их (в жены) от Аллаха в поручительство». (Аль-Аджлюни, т.с.п, том I, стр. 36)
В другом хадисе он говорит: «Самый благой из вас тот, кто лучше всех относится к членам своей семьи. И я самый благой из вас к своей семье». (Мунави, т.с.п, том III, стр. 495)
Он же побуждая мужчин всегда лишь хорошо относиться к женщинам, говорил: «Самый совершенный и самый зрелый из верующих относительно веры является тот, кто благочестивее всех относится к своей жене». (Рийад ас-Салихин, том II, стр. 148)
Во время знаменитого прощального паломничества наш любимый Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) сказав: «О люди! Бойтесь Аллаха во всем, что касается прав женщин! Вы имеете (некоторые) права над женщинами. И женщины имеют (некоторые) права над вами», первостепенно указал на права женщин еще в седьмом веке перед присутствовавшими 124 тысячами паломников.
* * *
Муавия бин Хайда (да будет доволен им Аллах!) говорит: «Я как-то спросил пророка (да благословит Его Аллах и приветствует!): «О, Посланник Аллаха, какие права имеет жена кого-либо из нас над своим мужем?» Тогда он отвечал: «Кормить ее тем, что кушаешь сам, одевать ее, так же как и сам, не бить ее по лицу, не оскорблять ее, и когда, огорчившись, ты вынужден спать с ней раздельно, и это не должно выходить за пределы твоего дома». (Рийад ас-Салихин, том I, стр. 320)
В другом хадисе он говорил: «Кормите их тем, что едите сами, одевайте в то, что одеваете сами, не бейте их, не говорите им, что они некрасивы, и не оскорбляйте!». (Муслим, том IV, стр. 385)
Хорошо обходиться с женщинами повелевает и Священный Коран:
«Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое». (Ан-Ниса: 19)
Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) относительно этого говорил: «Советуйте друг другу благопочтение для своих женщин!» (Бухари, том VI, стр. 145). Поэтому следует всегда снисходительно относиться к женщинам. Ведь в одном другом своем хадисе, пророк также сказал: «Пусть не один верующий мужчина не гневается на верующую жену свою! Ведь если ему не нравится в ней какая-то черта, то может понравиться другая» (Муслим, том II, стр. 1091). Несомненно, человеку может не понравиться что-то в другом человеке. Однако каждый благонамеренный и общительный человек найдет в своей жене не мало превосходств. И может стать счастливым и довольным, открыв их для себя. Для этого следует искать не недостатки, а положительные качества. Ведь красивое, уважительное и ласковое общение является проявлением мудрости. Ведь без этого мудрость и познание невозможно. (Мухаммад бин Абдуллах Хани, т.с.п, стр. 172).
Облегчения для мусульманок в поклонении
Религия Ислам предоставляет женщинам в их поклонении некоторые облегчения. Это распространяется на такие виды поклонений как намаз, пост, паломничество, закят и джихад.
Намаз
Женщинам, как и мужчинам, Всевышний Аллах предписал совершать пять раз в день намаз, однако освободил их от необходимости посещать пятничный, праздничный и намаз при погребении покойного. Другим облегчением для них сделано то, что совершать пятикратный намаз у себя дома для них лучше, чем в мечетях вместе с остальными мусульманами (джаматом). Об этом Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) в своем хадисе говорил: «Совершение молитвы женщиной у себя в доме предпочтительнее для нее, чем молиться вне него». (Абу Дауд, Намаз, стр. 53)
Для женщин, перед совершением молитвы, нет также необходимости читать азан (провозглашать в слух о наступлении времени намаза) и читать камат (призывать совершить намаз).
Они не совершают намаз во время менструального цикла, а также некоторое время после родов. Считается, что намаз, который она должна совершать в эти дни, является совершенным, и его не следует совершать после. На это указывают слова Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) Фатиме бинт Аби Хубейше:
«Не совершай намаз, когда у тебя начинаются месячные». (Аль-Бухари, Месячные, стр. 19)
Пост
Мусульманке дозволено оставлять пост во время менструального цикла и после родов. Однако те дни поста из священного месяца Рамазана, которые она не постилась, ей надлежит восполнить позже. Об этом Аиша (да будет доволен ей Аллах!) говорила: «Когда у нас бывали менструальные циклы, мы не восполняли не совершенный в этот период намаз, но восполняли пропущенные дни поста». (Аль-Бухари, Месячные, стр. 20)
Беременные и кормящие женщины, опасающиеся, что пост, даже в священный месяц Рамазан может плохо сказаться на их самочувствии и самочувствии детей, могут в эти дни употреблять пищу и воду. Однако после им придется восполнить эти дни, поста.
Женщина, которая поститься свои шестьдесят дней поста кеффарет, при начале менструального цикла или впервые дни после родов, может прекращать поститься и продолжить пост после того, как очиститься.
Закят
Закят обязателен как мужчинам, так и состоятельным женщинам. Для того, чтобы выплатить закят, человек должен иметь необходимое количество средств (нисаб). Если какая-либо мусульманка обладает золотом, серебром или предметами торговли достигшие меры нисаба и не убавившись пройдет год, тогда выплата закята для нее становится обязательным. Амр б. Шуайб слышал, что его дед передавал такой хадис:
«Одна женщина из Йемена пришла как-то к Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует!) со своей дочерью. На руках девушки били два золотых браслета.
Тогда Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) сказал ей: «Выплачиваешь ли ты закят с этого?» И когда женщина сказала «Нет!», Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) ей сказал:
«Желаешь ли ты, чтобы в День Суда Аллах надел тебе на руки вместо этих, браслеты из пламени?»
Тогда женщина сняла эти браслеты с рук дочери, и, положив перед Пророком (да благословит Его Аллах и приветствует!) молвила: «Эти браслеты теперь принадлежат Аллаху и Его Посланнику». (Насаи, Закят, стр. 69)
Паломничество
Для того чтобы женщина могла выполнить паломничество, ей вместе с остальными требованиями, необходимо направиться в это путешествие с сопровождающими, она также не должна быть выжидающей срок после развода, а также выжидающей срок скорбящей по умершему мужу. В хадисе об этом говорится:
«Женщина, если при ней нет никого из сопутствующих ее родственников, не может находиться в пути более трех дней». (Аль-Бухари, Таксир, стр. 4)
«Женщина не должна отправляться совершать паломничество без своего мужа!». (Абу Давуд, Менасик, 2)
Женщины, совершающие паломничество или умру, совершают поклонение в своей повседневной одежде. Когда она произносит тельбие (лябайк Аллахумма лябайк…), она не должна повышать своего голоса. Если у женщины менструальный цикл или послеродовое кровотечение, то при вхождении на священную территорию, то принять полное омовение является сунной. В хадисе об этом говорится: «Женщинам, у которых менструальный цикл или послеродовое кровотечение, необходимо искупаться, приняв полное омовение, надеть одеяние ихрам и кроме обхождения Каабы совершают все остальные обряды паломничества». (
При выходе из ихрама, женщинам необходимо остричь кончики своих волос. Мусульманка также освобождается от необходимости обходить вокруг Каабы, и от пробежки между двумя колоннами, во время выполнения одного из обрядов паломничества торопливой ходьбе, или беге (саъй).
Джихад
Из Истории Ислама мы знаем, что, несмотря на все трудности тогдашней жизни, женщины участвовали в военных действиях, помогая мужчинам в тылу.
Узнавшие о том, какие награды ожидают тех, кто ведет борьбу на пути Аллаха, и то, что женщина не может принимать в этом участие, очень опечалились. И спросили Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует!) есть ли деяние, которое равно по своему величию джихаду, на что Он (да благословит Его Аллах и приветствует!) ответил им: «Джихад женщины это паломничество и умра». (Ат-Тирмизи, Хадж, стр. 98)
В другом хадисе он также говорил:
«Паломничество, это прекраснейший из джихадов!..» (Аль-Бухари, Джихад, стр. 62), обрадовав женщин мусульманок благой вестью о том, что те из них, кто совершает паломничество и умру, получают от Аллаха такое же вознаграждение, как и те, кто ведет джихад против врага.