Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах говорит: «Я объявляю войну тому, кто враждует с приближенным ко Мне!» аль-Бухари 6502.
Два великих имама нашей общины Абу Ханифа и аш-Шафи’и говорили: “Если приближенные к Аллаху – это не ученые, то нет у Аллаха приближенных!” См. “ат-Тибъян” 32.
Сегодня роль знающего религиозного человека среди населения очень велика. Она всегда была велика, во все времена, но в определённый момент, на территории бывшего СССР, было не так много знающих мусульман. В следствие этого религиозные постулаты забывались. Сейчас идёт возрождение Ислама в России. К сожалению, не все это понимают и осознают. Мусульмане наконец-то могут издавать литературу, обучать своей религии, открывать учебные заведения, строить мечети, проводить религиозные лекции. Мы должны ловить этот момент и делать все от нас зависящее.
Религиозный знающий человек — это имам, тот, кто стоит впереди.
Имамы должны работать с население, поднимать и развивать духовность. Они должны быть авторитетными людьми, слова которых значимы и ценны для обществе. Хазраты должны вести разъяснительные работы со своими прихожанами, объяснять им те или иные ситуации, которые происходят сегодня у нас в обществе. Очень важно вести работу с мусульманской молодежью: стараться оградить их от влияния ненужных экстремистских идей и мыслей. Направить их потенциал, энергию в нужное русло. Быть мостом между старшим и молодым поколениями, чтобы между ними была преемственность и, благодаря этому, не забывались традиции наших предков.
От того, какую информацию и какие наставления даёт хазрат своим прихожанам, зависит их мировоззрение, отношение к жизни. Он формирует их мысли, взгляды. Благодаря лекциям религиозных деятелей люди могут стать или истинными мусульманами, радеющими за процветание и стабильность мусульманской уммы, или же перейти в крайность и стать радикалами, которые будут сеять смуту в обществе, разрушая вековые устои. Лучшая профилактика экстремизма и терроризма — возможность получать теологическое образование у грамотных имамов.
Некоторые крайние группировки специально призывают не слушать имамов и исламских учёных, чтобы посеять фитну среди верующих и привести их к краху. Но если мы обратимся к сунне Посланника Аллаха или к словам его приближенных асхабов, то увидим, какое большое значение они придавали знаниям и знающим людям.
Со слов Хузайфы передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие». аль-Хаким, аль-Баззар. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4214.
Абу ад-Дарда сказал: «Ученый и обучающийся одинаковы во благе, а в остальных людях блага нет». Ибн ‘Абдуль-Барр 1036
К сожалению, сегодня статус имамов не очень большой. Поэтому в некоторых регионах работа с населением идет очень медленно, а иногда и безрезультатно. К знающим людям относятся без уважения, некоторые высмеивают их, кто-то считает, что они, вместо того чтобы работать и зарабатывать деньги, занимаются не пойми чем. Все это результат атеистического воспитания и современной политики консьюмеризма (потребления).
Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) обязали нас проявлять уважение и отдавать должное ученым, ибо тем самым мы отдаем должное нашей религии и тому знанию, которым Всевышний наделил ученых. И как же нам не уважать и не чтить тех, кого возвысил сам Всевышний Аллах, который говорит: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание»(аль-Муджадаля 58:11).
Со слов Хузайфы передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие». аль-Хаким, аль-Баззар. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4214.
Хазратам необходимо поднять свой статус среди населения. В первую очередь, они своими действиями и поступками должны завоевать доверие прихожан. Стать не просто муллами, которые ходят на меджлисы и свадьбы, а именно уважаемыми людьми. Имаму необходимо стремиться помогать людям, и сердце его должно быть свободно от гордости и тщеславия.
Важную роль в общении с прихожанами играет образование. Сегодня более 80% молодежи получает образование в высших учебных заведениях. Закончив институты, многие молодые люди получают и второе высшее или идут в магистратуру, аспирантуру. Поэтому уровень образования хазратов должен соответствовать реалиям сегодняшней жизни. Как грамотный человек, у которого несколько квалификаций, или он является профессором, доцентом, может спрашивать совета, наставления у малограмотного муллы, который не может правильно изложить свои мысли? Религиозные деятели должны иметь помимо духовного образования и светские знания. Они должны заниматься самосовершенствованием, каждый день искать и получать новые знания, много читать. Имам должен быть всесторонне развитым и прогрессивным человеком.
Разумеется, религиозный деятель должен помнить, что он проповедует народу ради Всевышнего. Имамы не должны беспокоиться о деньгах, материальной стороне своей работы: главное для чего они трудятся – это донести слово Аллах до каждого человека, распространить религию Ислам, сделать лучше этот мир, помочь исправиться заблудшему и встать на правильный путь, делать все ради Всевышнего. Если хазраты будут помнить об Аллахе, твердо верить в то, что Он все видит и помогает, то и материальная сторона их деятельности будет разрешена. Аллах каждому из нас уже определил свое пропитание и наша забота заниматься тем, что у нас хорошо получается: служить исламу ради Всевышнего.
Чтобы правильно общаться с имамами, учеными и хазратами нужно принять правила, установленные имамом ‘Али ибн Абу Талибом, который сказал: “Поистине, ученый имеет право на то, чтобы сначала ты приветствовал всех присутствующих, а потом обращался с приветствием к нему лично; и сидел напротив него; и не размахивал руками в его присутствии; и не подмигивал, и не задавал ему много вопросов; и не пытался помогать ему давать ответы; и не настаивал, если им овладеет лень, и не обращался к нему снова, если в силу каких-либо причин он будет противиться этому; и не хватал его за одежду, если он встанет; и не выдавал его тайны; и никого не порочил в его присутствии; и не выискивал его ошибки, а если он ошибется, то принимал бы его оправдания; и чтобы ни в коем случае не говорил ему: “Я слышал, как такой-то говорит то-то и то-то”, и не говорил бы: “Такой-то утверждает совсем не то, что говоришь ты”; и не характеризовал никого из знающих в его присутствии; и не покидал его сам по причине долгого общения; и не считал для себя унизительным услужить ему, а если ему что-то понадобится, тебе следует сделать это для него, прежде чем это сделают другие. И помни, что знающий подобен пальме, а ты должен дожидаться, пока не достанется тебе что-нибудь упавшее с нее”. Ибн ‘Абдуль-Барр 1/129.
Всевышний Аллах описывает знающих таким образом: «Неужели тот, кто на протяжении всей ночи поклоняется [Аллаху], падая ниц и стоя, страшится будущей жизни и возлагает надежды на милость своего Господа [, равен ослушнику в его неверии]? Спроси [Мухаммад]: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают [пути истины]?» Воистину, внемлют наставлениям только те, у кого есть разум» (аз-Зумар, 39/9).
Абу Умама Аль Бахили рассказывал: «Однажды при посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянули о двух людях, один из которых был поклоняющимся, а другой знающим. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Превосходство ученого над поклоняющимся подобно моему превосходству над самым нижайшим из вас». После чего он добавил: «Поистине, Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли, и даже муравей в муравейнике и киты в море призывают благословения на обучающего людей благому»». ат-Тирмизи 2685, аль-Баззар 133.
Человек, получивший знания, обязан их передавать, если он этого не делает, то ему уготованы страшные наказания в Аду. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Если человек, зная то, о чем его спрашивают, не ответит, то в Судный день, Аллах накинет на его рот узду из огня». (Абу Дауд, ‘Ильм, 9/3658. Отдельно см. Тирмизи, ‘Ильм, 3/2649; Ибн Маджа, Мукаддима, 24).
Досточтимый Али (радыйаллаху анху) сказал: «О обладатели знания! Действуйте согласно имеющемуся у вас знанию! Потому что подлинный ученый – это тот, кто действует согласно знанию, и знание которого не противоречит его деяниям. Придут люди, которые будут получать знания, но их знание застрянет у них в горле, их поступки не будут соответствовать знаниям, содержание не будет соответствовать форме. Собравшись в круг, они будут друг перед другом хвастать своим знанием и изображать превосходство. Кто-то разгневается на своего товарища из-за того, что тот пересел к другому. Их поступки на этих собраниях не будут вознесены к Аллаху». (Дарими, Мукаддима, 34).
Мусульманский имам должен оберегать людей от грехов, а не призывать к ним, как некоторые так называемые «лидеры». Если человек обладает знаниями, но навязывает людям неправильные мысли, то его ожидает страшная участь.
Суфйа бин Увайна, сказал: «Самый невежественный из людей – это тот, кто не применяет свои знания. Самый ученый из людей – тот, кто действует согласно своему знанию. Он самый достойный из людей, более всех боящийся Аллаха». (Дарими, Мукаддима, 32).
В Москве не мало исламских общин, которые действуют на благо общества, но необходимо ещё больше таких заведений. ИншаАллах в нашем городе будет появляться ещё больше исламских объединений, проповедующих истинные ценности и правильные взгляды. Благодаря консолидации и совместной работе мусульман, мы сможем поднять нашу страну и помочь нашим братьям в других местах.