ПОДЕЛИТЬСЯ

Люди, которые не сильно увлекаются культурой, часто считают, что религия ислам — это вера арабов. Из этого вытекает, что ислам — арабская религия. Однако, как мы знаем, ислам исповедуют не только арабы. Каждый человек может принять ислам. Но как к нему будут относиться? Есть ли в исламе национализм? Выделяют ли мусульмане какие-то «особенные» нации? Объединяются ли они в группы по национальному признаку? И есть ли в исламе место так называемому «национальному шовинизму»?

Национализм при пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Всевышнего)

Основными источниками религии ислам являются Коран и Сунна. Сунна — это высказывания пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), его действия и невысказанное одобрение какого-либо действия.

Пророк жил во времена Средневековья, когда национализм был ярковыраженным явлением. Белые ненавидели черных, одни считали себя лучше других, основывая своё превосходство лишь на принадлежности к определённому роду.

С приходом пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) на Аравийском полуострове всё изменилось. Полностью был изменен ход жизни арабских племён и их соседей. Больше не было никаких различий между арабами и не арабами. Суд был справедлив ко всем. Кем бы ни был провинившийся, мусульманином или немусульманином, евреем, христианином, язычником, африканцем, арабом, его ожидало справедливое наказание. То же самое касалось и вознаграждения. Религия Всевышнего открыла путь к свободе!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Нет преимущества у араба над не арабом, кроме богобоязненности (которую он может достичь, как и не араб), ибо самый благородный из вас — самый богобоязненный!»

До сих пор, спустя века, в нашем мире есть люди, которые следуют идеям супремасизма или идеологии превосходства. Эта идея заключается в том, что люди, принадлежащие к определённой расе, этнической группе, нации, религии, люди определённого пола, имеющие ту или иную наследственность, культуру, превосходят других людей и дают право распоряжаться их жизнями.

Но еще в то далёкое от нас время, человек, который не умел ни читать, ни писать, боролся с расовыми предрасудки, выступал за объединение всех наций для создания идеального общества.

По поводу асабии (asabiyyah араб. – трайбализм/крайний национализм) наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал следующее: «Не является одним из нас тот, кто призывает к асабии, или тот, кто сражается за асабию, или тот, кто умирает за асабию» (передано Сунаном Абу Даудом) .

Передают, что нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) спросили: «О Посланник Аллаха! Что такое асабия?» и он ответил: «Это когда вы поддерживаете свою нацию (или племя) в притеснении других» (Сунан Абу Давуд, хадис №5119). По поводу всех форм асабии наш Пророк Мухаммад (мире му и благословение Всевышнего), обращаясь к своим последователям, сказал: «Оставьте это. Это мерзко и отвратительно» (Сахих Бухари и Муслима).

Также наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Воистину, Всевышний Аллах избавил вас от чувства гордыни, вызванную высокомерием времен джахилии и от восхваления своих предков. И теперь люди могут принадлежать к двум типам: Верующие, кто знает законы Аллаха; и грешники, кто творит неправедные дела. Все мы – дети Адама, и Адам был создан Всевышним Аллахом из глины. И люди должны оставить гордыню и кичливость своими нациями, потому что эта гордыня является ничем иным как тлеющим углем из горящих углей ада. И если они не оставят это, то Всевышний Аллах будет считать их низшими тварями, такими кто ниже даже последнего глиста, ползающего в экскрементах» (Сахих Бухари и Муслима).

Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха сказал: «Не завидуйте друг другу, не поднимайте цену на товар, который вы не хотите купить, не испытывайте друг к другу ненависти, не отворачиваетесь друг от друга и не перебивайте чужих сделок, и будьте братьями, о рабы Аллаха! Мусульманин – брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает. Богобоязненность – вот здесь!». Ион трижды показал на свою грудь, а потом продолжил: «Для того чтобы совершить злодеяние, достаточно презирать своего брата-мусульманина. Мусульманин целиком неприкосновенен для другого мусульманина: неприкосновенны его кровь, его имущество, его честь. И остерегайтесь подозрений, ибо подозрения – это самый лживый рассказ. Воистину, Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше богатство, но Он смотрит на ваши сердца и на ваши дела!». Хадис передал Муслим.

Этот хадис показывает, что Пророк провозгласил равенство и братство в независимости от нации и статуса в обществе.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сделал муэдзином (муэдзин — один из важнейших служителей мечети, человек, который созывает людей на молитву) Биляля, который был африканцем и отличался от других арабов цветом кожи. Пророк показал этим назначением своим последователям, что он не будет ставить на важные места своих соплеменников только из-за их принадлежности к роду или за их цвет кожи.

Передано в двух различных вариантах Ибн аль-Мубараком в двух его книгах Аль-Бирр и Ас-Салах, что однажды произошел спор между Абу Зарром и Билалом и Абу Зарр сказал Билалу: «Ты сын черной женщины». Услышав это высказывание, Посланник Всевышнего Аллаха очень сильно расстроился и упрекнул Абу Зарра, сказав: «Ты сказал лишнее, Абу Зарр. Тот, чья мать имеет белую кожу, не имеет никакого преимущества, которое делает его лучше, чем сына матери с черной кожей». Этот упрек посланника Аллаха глубоко поразил Абу Зарра, так что он опустил свою голову на землю, поклявшись, что он не встанет на ноги до тех пор, пока Билал не поставит свою ногу на его голову. Этот случай опять ярко демонстрирует нам, что расовым, национальным ограничениям и предрассудкам нет места в Исламе. 

Люди в те времена были очень сильно подвержены предрассудкам. Не признавали, что человек другой нации может быть лучше их, обладая прекрасными качествами. Передано ат-Табарани и аль-Хакимом , что произошел случай, когда некоторая группа людей говорила о Салмане аль-Фарси как о человеке, занимающем низкое положение в обществе. Салман Фариси не был арабом, он был первым персом, принявшим Ислам. Эти люди рассуждали о более низком положении персов по отношению к арабам и, услышав это, Посланник Всевышнего Аллаха (мире му и благословение Всевышнего) провозгласил: «Салман принадлежит к семье Пророка».

Следует помнить, что сам пророк был из уважаемого рода Курайш и подобное поведение могло унизить его в глазах других арабов. Но он не боялся этого, не боялся оценок людей, он шел путём истины и не боялся никого, кроме Всевышнего. Поэтому он лучший из людей, лучший из созданных, он пример для нас. Каждый день мы должны молить Всевышнего, чтобы он даровал нам хотя бы малую часть той силы, той любви, той милости, того сострадания, которыми обладал наш любимый пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего).

Что сказано в Коране о различиях между людьми?

Всевышний сказал в Священной Книге:«О люди, Мы сотворили вас от мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Лучший среди вас перед Аллахом – богобоязненный. Поистине, Аллах Всезнающий». (Коран 49:13).

Помните об этом, верующие. Помните слова своего Господа, который сказал в великой книге, что нет разницы между нами, что лучший перед Всевышним тот, кто боится потерять Его Любовь. А различия между нами лишь для того, чтобы мы узнавали друг друга, удивлялись и восхваляли Господа нашего Аллаха Субханаху ва Тааля за Его прекрасные дары и невероятные чудеса.

Обвинения в «шовинизме»

Некоторые незнающие люди обвиняют мусульман в арабоцентризме. Якобы мусульмане-арабы, захватывали территории и насаждали там свою культуру, уничтожая древние культуры. Но это неправда. Мусульмане сохранили древние библиотеки и здания, они сохранили труды древнегреческих философов, изучили их, также сохранили труды по медицине, истории и другим наукам. И именно мусульмане передали эти знания европейцам во времена Крестовых походов.

Но люди забывают об этом. В доказательство того, что якобы арабы-мусульмане были националистами они приводят следующий хадис: «Любите арабов из-за трех вещей: Потому что я араб, Коран на арабском и язык обитателей Рая — арабский» (Хаким, аль-Мустадрак, том: 4, стр: 87; Бейхакы, Шуабуль Иман, том: 3, стр: 34).

Однако наши учёные уже давно во всём разобрались. Следует отметить, что Ахмад бин Ханбаль сказал о этом хадисе «слабый», Укайли сказал «отвергнутый» и аз-Захаби сказал «выдуманный». Если хотите изучить мнения различных мухаддисов на подобные риваяты, можете посмотреть: Хайсами, Маджмауз Заваид, том 10 стр.25; Захаби, Тальхис аль-Китаб аль-Мавзуат, том 1 стр.92; Суюты, аль-Ляалиль Маснуа том 1, стр. 404-405; Фаттани, Тазкиратуль Мавзуат том 1 стр.112; Ибн Аррак, Танзих аш-Шариа том 2 стр. 30-31; Шевкани, аль-Фаваид аль-Маджмуа стр. 413; Аджлюни, Кашфуль Хафа том 1 стр. 54-55.

Некоторые люди, даже из числа мусульман считают, что их нация — ведущая нация среди мусульман, так как когда-то она объединяла другие нации и была представителем ислама на мировой арене. Но этому тоже нет места в истинном исламе. Не может никаким образом какая-то группа людей быть лучше другой только из-за принадлежности к какой-то нации. Это просто невозможно!

Настоящий верующий человек никогда не будет отдавать предпочтение другому человеку только из-за его нации, цвета кожи или расы. Верующий рад тому, кто проявляет благие качества, тому, кто обладает высокой духовностью и моралью.

Тем, кто притесняет людей за их убеждения, за их внешний вид, за их нацию, расу, тех Аллах накажет и об этом Господь говорит в Коране: «Вот так Всевышний Аллах ставит печать заблуждения на сердце каждого высокомерного тирана» (40:35). «Проклятие Аллаха на притеснителя». (сура «Худ», аят 18).

Нельзя притеснять людей, нельзя делать им зло, нельзя говорить дурное о них, нельзя издеваться над другими. Мусульманин не может причинять вред другим. Посланник Аллаха часто повторял: «Нельзя наносить вред ни себе, ни другим» (имам Ахмад, ибн Маджа).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кто причиняет вред другим, Аллах накажет тем же, и тому, кто создаёт трудности, Аллах воздаст тем же» (Ат-Тирмизи).

Также пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Мусульманин – это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками».

Помните об этом!

О Аллах, дай нам быть верными твоими рабами, дай нам силы и терпения, защити нас от зла, помоги нам обрести покой и не быть из числа притеснителей, из числа обвиняющих и обвиняемых, одари нас своей Милостью и даруй Своё Довольство!