ПОДЕЛИТЬСЯ

На площадке нашего многофункционального центра «Община мусульман «Рисалят», как вы помните, проходили встречи «В дружбе народов сила России». Сегодня мы собрались здесь,чтобы открыть новый цикл встреч, раскрывающих культуру татарского народа.

Всевышний Аллах сказал в Своей Великой Книге (смысл): «О люди, Мы сотворили вас от мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Лучший среди вас перед Аллахом–богобоязненный. Поистине, Аллах Всезнающий» (Коран 49:13).

Имам аль-Куртуби, рассказывая о причине ниспослания данного аята, приводит слова ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) о том, что в день взятия Мекки, по приказу Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) Билял взобрался на Каабу и прочел азан. ‘Аттаб ибн Асид ибн Абиль ‘Ис сказал: «Хвала Аллаху, забравшему душу моего отца, так что отец не видит происходящее сегодня».

Харис ибн Хишам сказал: «Неужели Мухаммад не нашел другого муадзина, кроме этого ворона?!» Сухайль ибн Амр сказал: «Если Аллах захочет, Он изменит это». Абу Суфьян сказал: «Я не скажу ничего, потому что боюсь, что Аллах известит об этом Пророка (мир ему и благословение Всевышнего)». И ангел Джабраиль (мир ему) спустился и рассказал Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) обо всём. Затем Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) стал расспрашивать их, и они во всём сознались.

Всевышний Аллах ниспослал этот аят, чтобы предостеречь нас от высокомерия, чтобы мы не гордились бездумно своей нацией, своим родом, богатством и не унижали бедняков. Ведь основа веры – это богобоязненность. Все люди произошли от Адама и Хавы (мир им обоим), и истинное достоинство перед Аллахом – в богобоязненности.

В сборнике хадисов имама Тирмизи передается от ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что однажды Пророк, (мир ему и благословение Всевышнего), читая проповедь в Мекке, сказал: «О люди, Всевышний Аллах снял с вас бремя джахилии (доисламская эпоха – прим. пер.) и уничтожил вашу гордость друг перед другом из-за ваших отцов. Люди делятся на две категории: добрые и богобоязненные, которые дороги Аллаху, и несчастные грешники, ничтожные перед Аллахом. Все люди – потомки Адама, алейхи ссалям, а Всевышний Аллах создал Адама, алейхи ссалям, из земли».

Ибн Касир, комментируя Коран, написал, что перед Аллахом один раб может превосходить другого только богобоязненностью. Всевышний Аллах предписывает(смысл): «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга» (сура «Комнаты», аят 13).

Мы ни в коем случае не выделяем какую-либо нацию, мы рассказываем о тех людях, историю которых мы знаем. И сегодня это Муса Джалиль — татарский поэт и Герой Советского Союза.

Муса Джалиль (Муса Мустафович Залилов) родился в татарской деревне Мустафино Оренбургской губернии (ныне Шарлыкский район Оренбургской области) 2 (15) февраля 1906 года в крестьянской семье.

Когда семья переехала в город, Муса начал ходить в Оренбургскую мусульманскую духовную школу-медресе «Хусаиния». Вот как сам Муса вспоминал об этих годах: «Учиться я пошел сначала в деревенский мектеб (школу), а после переезда в город ходил в начальные классы медресе «Хусаиния».  В эти годы «Хусаиния» была уже далеко не прежняя. Октябрьская революция, борьба за Советскую власть, ее укрепление сильно повлияли на медресе.

Влияние эпохи – этим объясняется наличие разных взглядов у деятелей того времени. Кого ни возьми из выдающихся религиозных ученых, представителей Ислама, живших в 20-30-е годы, все они либо были «за» революцию, либо диаметрально «против» неё. Несмотря на свои различия во взглядах на революцию и, они оставались мусульманами, стремившимися принести благо многонациональной умме своей страны. 

В 1922 году Муса Джалиль, вновь вспомнив увлечение поэзией, написал много стихотворений. «В эти годы я прилежно читал Омара Хайяма, Саади, Хафиза, из татарских поэтов — Дердмэнда», — пишет Джалиль.

Постепенно Муса Джалиль развивался как поэт, его работы получали признание. В 1939-1941 годах он возглавил Союз писателей Татарии. В самый первый день войны, 22 июня 1941 года Джалиль своему другу поэту Ахмету Исхаку сказал так: «После войны кого-то из нас не досчитаются»…

Ислам – это религия мира, приоритетом которой является мирный диалог! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не шел на войну, чтобы убивать или умирать, как это ошибочно пытаются представить все псевдоученые современности, а выступал на защиту в рамках дозволенного Творцом. Бывают моменты, когда дипломатические пути бывают исчерпаны, а вероломство переходит все границы, и в такие моменты не остается иного выбора. При этом Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха) всегда строго призывал соблюдать права мирных граждан, и категорически порицал какое-либо притеснение даже пленных, которых, несмотря на острую нужду, обеспечивали едой и одеждой. Более того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал разрушать строения, сжигать посевы и рубить деревья на территории врага.

 Защита родины

Муса решительно отверг возможность остаться в тылу, считая, что его место среди борцов за свободу страны. Поступив на службу в армию, он учится на двухмесячных курсах политработников в Мензелинске и уходит на фронт. В 1942 году обстановка на Волховском фронте усложняется. Вторая ударная армия отрезается от остальных советских войск. 26 июня 1942 г. старший политрук Муса Джалиль с группой солдат и офицеров, пробиваясь из окружения, попал в засаду гитлеровцев. В завязавшемся бою был тяжело ранен в грудь и в бессознательном состоянии попал в плен. Так начались его скитания из одной фашистской тюрьмы в другую.

А в Советском Союзе в это время он считался «без вести пропавшим». Находясь в концлагере Шпандау, он организовал группу, которая должна была готовить побег.  Одновременно вёл политическую работу среди пленных, выпускал листовки, распространял свои стихи, призывающие к сопротивлению и борьбе. По доносу провокатора он был схвачен гестаповцами и заключён в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит. Именно там – в тюрьме Моабит – Муса записывал стихи, из которых позднее был составлен сборник «Моабитская тетрадь».

Кстати, один из посетителей Дома-музея им. М. Джалиля в Казани написал такие слова: «Но самым главным, пожалуй, была возможность увидеть знаменитые Моабитские тетради, о которых я была наслышана. Кто знаком с творчеством Мусы Джалиля, тот знает, что эти бессмертные произведения (буквально стихи на клочках бумаги), чудом дошедшие до наших дней, являются главным источником связи между прошлым и настоящим, между войной и миром, между живыми и мёртвыми. Благодаря тому, что тетради в своё время попали в нужные руки и были опубликованы в Советском Союзе, люди узнали о творчестве Мусы Джалиля. Теперь его творчество –обязательная программа по литературе в школе».

В тюрьме Джалиль создал более ста поэтических произведений. Его записные книжки со стихами были сохранены товарищем по заключению бельгийским антифашистом Андре Тиммермансом. После войны Тиммерманс передал их советскому консулу. В заточении поэт создает самые глубокие по мысли и наиболее художественно совершенные произведения — “Мои песни”, “Не верь”, “Палачу”, “Мой подарок”, “В стране Алман”, “О героизме” и целый ряд других стихотворений, их можно назвать подлинными шедеврами поэзии. Вынужденный экономить каждый клочок бумаги, поэт записывал в Моабитские тетради только то, что до конца выношено, выстрадано. Отсюда необычайная емкость его стихов, их предельная выразительность. Многие строки звучат афоризмами:

Если жизнь проходит без следа,

В низости, в неволе, что за честь?

Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!

(Пер. А. Шпирта)

Он не был уверен в том, что его родина узнает правду о мотивах его поступков, не знал, вырвутся ли на волю его стихи. Он писал для себя, для своих друзей, для соседей по камерам…

25 августа 1944 года Мусу Джалиля переводят в специальную тюрьму Плётцензее в Берлине. Здесь его вместе с десятью другими заключенными казнили на гильотине. Его личная карточка не сохранилась. На карточках же других людей, казненных вместе с ним, было сказано: «Преступление — подрывная деятельность. Приговор — смертная казнь». Карточка эта примечательна тем, что дает возможность уяснить параграф обвинения — “Подрывная деятельность”.

Судя по другим документам, это расшифровывалось так: “подрывная деятельность по моральному разложению немецких войск”. Долгое время судьба Мусы Джалиля оставалась неизвестной. Только благодаря многолетним усилиям следопытов была установлена его трагическая гибель.

2 февраля 1956 г. (через 12 лет после его гибели) Указом Президиума Верховного Совета СССР за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Еще одна высшая правительственная награда – звание лауреата Ленинской премии – была присуждена ему посмертно за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

В наше время интерес к творчеству Мусы Джалиля заметен не только в литературных кругах, но и среди представителей Ислама. Так, Духовное управление мусульман Нижегородской области издало книгу «Навстречу бессмертию», рассказывающую о его жизни и творчестве. Медресе «Махинур» провело выставку, посвященную Джалилю.

На сайте мусульман Нижнего Новгорода о нем сказаны такие слова: «Человечество учится помнить уроки истории, и мы понимаем важность воспитания у молодежи национального самосознания.   духовное наследие этой незаурядной личности должно сегодня быть использовано для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к свободе, неприятии фашизма, — бесспорен».

Воспоминания Усмана, сына Галима, записанные Анваром Галимом: «Попасть в заключение по политическим мотивам в любой стране, тем более в военное время – тяжелое испытание. Ни одно государство не терпит действий, направленных против него. Именно поэтому я предполагал, что положение Мусы и его товарищей не будет легким. Так оно и вышло. Когда их расстреливали, меня тоже вызвали как мусульманского священнослужителя.

«Я не могу забыть тот день. Да его и невозможно забыть. 20 августа прошлого года (1944) меня позвал Шафи и сказал: «25 августа приведут в исполнение смертный приговор для Мусы и его товарищей, необходимо твое присутствие, об этом сообщил Главный Муфтий». В тот день рано утром я пошел в тюрьму Плетцензее и сначала поговорил с тюремным пастором. Пастор обрадовался моему приходу. Он сообщил мне, что татары будут расстреляны в 12 часов. По словам пастора, приговоренные к смерти татары находятся в одной большой комнате, и им не верилось, что их расстреляют. Пастора они всегда принимали тепло и высказывали ему свои жалобы. Около 11 часов мы с пастором зашли к приговоренным татарам. Так как приговоренных к смерти узников я посещал впервые, я растерялся, не знал, что сказать… Мне казалось, что любое мое слово придется не к месту. Все и так понятно: все поникли, все в растерянности, в смятении. Когда я вошел, все, подняв головы, посмотрели на меня. Мне показалось, что им со мной говорить не хотелось… Ожидание последних минут жизни было бесконечно тяжело. Меня охватила дрожь, сначала меня бросило в холод, потом в жар. Первым я протянул Коран Алишу и что-то ему прошептал (сам не помню, что именно). Он медленно встал, положил руку на Коран и заплакал. Все испытывали душевные муки. Говорю душевные, так как, по словам пастора, заключенных не подвергли такому варварству, как избиения и пытки. Я подошел к Гарифу Шабаеву и протянул ему Коран. Когда он положил руку на него, я спросил: «Не пытали?» Он ответил: «Нет, пыток не было». Я подходил ко всем, протягивал Коран, и все, положив руку на него, говорили: «Прости, прощай» (тат. — «Бэхиль, бэхиль» прим.пер). Ахмет Симай, положив руку, сказал: «Усман эфенди, мы не ожидали, что будет так, не ожидали». Последний, к кому я подошел, был Муса. Я протянул ему Коран. Он, положив руку, прошептал: «Прощайте, это судьба, мы не думали, что нас убьют». Среди них были еще два человека, которых я не знал, должно быть это были легионеры…».

Многие видели, что Муса возвращался с допросов избитый, изнемождённый. Я своими глазами видел красные полосы от кнута на спине Рушата Хисаметдинова, который был арестован вместе с Мусой и чудом остался жив. Многое зависело от того, кто и как себя поведет, к какому следователю попадет… После смерти муллы Усмана, упомянутый Коран находился сначала в Германии, затем перешел на хранение в руки татар, живущих в Америке. В дни Первого Всемирного конгресса татар эту священную книгу привез в Казань наш соотечественник и передал в руки известного ученого Миркасыма Усманова. Он передал книгу в музей Мусы Джалиля. Сейчас Коран является самым ценным экспонатом музея.