ПОДЕЛИТЬСЯ
Грех не выводит мусульманина из веры
Грех не выводит мусульманина из веры

«Грешники из уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, являются верующими и не являются кяфирами».

Имеется в виду, что человек не впадает в неверие из-за самого факта совершения греха. Если человек пьет спиртное, он из-за этого не становится кяфиром, пока не начинает считать это дозволенным. В отношении грехов у мусульман Ахлю-с-Сунна имеется иджма (единогласное мнение ученых), что совершение грехов не делает человека неверным.
А кем является тот, кто не совершает фарды (обязанности мусульманина), в частности, не совершает намаз? Тут имеется расхождение – от некоторых сподвижников передается, что они считали кяфиром человека, не совершающего намаз даже по лени. Часть саляфов считала, что человек будет неверным из-за самого факта оставления намаза. Они в этом вопросе следовали внешнему смыслу хадиса «между иманом и неверием стоит оставление намаза». Там же не уточняется – оставление намаза по лени или в том смысле, что человек не считает его обязательным. Поэтому такое мнение передается от имама Ахмада, рахимахуЛлах.
Но все-таки подавляющее большинство ученых Ахлю-с-Сунна считает, что оставляющий намаз не кяфир, но он будет грешным мусульманином. Лучше следовать этому мнению, особенно в наше время, когда очень многие мусульмане не совершают намаз. Ведь если мы будем считать неверными людей, не совершающих намаз, – что это будет означать? Если твои родители не совершают намаз, ты не можешь получить от них наследство, не можешь наследовать их имущество. Между кяфиром и му’мином нет наследования. Если муж совершает намаз, а жена – нет (или наоборот), то их брак будет недействительным, их дети будут незаконнорожденными. В общем, из таких убеждений будет вытекать много решений. И безопаснее будет следовать мнению большинства ученых (джумхур).
«Действие не есть иман, а иман не есть действие, согласно доказательству, что большую часть времени на человеке нет обязанности совершать действия».

Что это означает? Ведь фарды, обязательные предписания, занимают небольшую часть жизни человека. К примеру, ты совершил обеденный намаз (зухр), и с тебя эта обязанность снимается, до наступления следующей молитвы ты свободен от совершения фарда. Но нельзя же сказать, что пока ты совершаешь намаз, у тебя есть иман, когда ты его выполнил, у тебя уже нет имана.
Женщина в состоянии хайда свободна от выполнения намаза (или соблюдения поста). Мы же не говорим, что в этом состоянии у нее нет имана. Поэтому иман (вера) и амаль (дела) – это не синонимы.
Деяния – это признак совершенства веры, но это не сама вера.

«…но при этом нельзя говорить, что на нем не лежит обязанность веры. И с женщины в состоянии хайд и нифас снята обязанность совершать намаз, но нельзя говорить, что с нее снята обязанность веры и ей велено оставить иман. Также Всевышний сказал ей, чтобы она не постилась, а затем его (пост) восполнила, но нельзя говорить, что ей велели оставить веру, а затем ее восполнить».
Оставление обязательного дела не означает оставление веры. Обязательные дела нужно восполнять, а веру восполнить нельзя. Если человек не совершал намаз десять лет по лени, ему нужно будет восполнить пропущенные намазы. Но он же не может сказать, что он оставил на десять лет иман, а потом его восполняет. Это состояние сердца, убеждения, которые не восполняются.
«Можно сказать, что на бедняке нет обязанности выплаты закята, но нельзя говорить, что на нем нет обязанности веры».

Это очень сильное доказательство в пользу того, что дела – это не иман. Это не означает, что мы призываем к оставлению фарда, или говорим, что между совершающим намаз и оставившим его нет никакой разницы. Между соблюдающим религию и оставившим соблюдение очень большая разница.
Имам Газали, рахимахуЛлах, приводит такой пример для этого: если человеку отрубить руки или ноги, лишить его слуха или зрения, будет ли он жить? Будет, но какая это будет жизнь – и вообще, выживет ли он? Так и с оставившим обязательные предписания религии – если человек не совершает намаз, не держит пост, совершает запретное – какая гарантия, что он сможет сохранить иман, что он умрет верующим?
Никто же не говорит, что такой человек обязательно умрет верующим. Когда ученые говорят, что оставляющий намаз не является кяфиром, они имеют в виду, что он в этот момент не является кяфиром, но они не утверждают, что он обязательно умрет верующим. Здесь нет обещания Рая этому человеку, здесь лишь говорится, что отказ от намаза не делает человека сразу кяфиром, как может сделать кяфиром, вывести из Ислама, к примеру, поклонение идолу. Если человек сделал саджда перед идолом (перед иконой, к примеру), то он становится кяфиром в этот момент, даже если он сделал это в шутку, несерьезно. Или, если человек выбросил мусхаф (текст Корана) или листок с аятами Корана куда-то в грязное место, он впадает в куфр.