ПОДЕЛИТЬСЯ

ЗАБЛУЖДЕНИЕ ВАХХАБИТОВ

Одно из самых больших моих переживаний за свою умму (общину) касается того, что появятся люди, которые будут по-своему толковать Кур`ан и использовать искаженные толкования Аятов для подтверждения своих ложных умозаключений

Изречение Пророка Мухаммада, мир Ему

 

Мусульманское общество претерпевает сегодня серьёзные испытания. И к одному, наиболее тяжкому, из них относится  распространившееся, в особенности  в последнее время, явление так называемого ваххабизма (экстремистского течения, основанного человеком по имени Мухаммад Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб, в XVIII веке).

Несмотря на то, что идеологии последователей Мухаммада ‘Абд Аль-Ваhhаба уже более двух веков, она не сумела найти отклик у большинства мусульман-приверженцев четырех мазhабов – традиционных авторитетных богословско-правовых школ в Исламе, —  ибо признание за новым как бы «мазhабом» (а ваххабизм по сути является отдельным, отличающимся от традиционного, учением) декларируемой им якобы «чистоты Веры» влечет за собой отказ от убеждений, которым со времени Пророка Мухаммада, мир Ему, придерживались мусульмане всего мира.

Но нельзя не учитывать следующую тревожную тенденцию: в результате того, что за последние несколько десятков лет в мире стало значительно меньше образованных в религиозном отношении людей, «на смену» подлинным религиозным просветителям пришли специально обученные сектантские проповедники. И жаждущие знаний, но не способные отличить достоверную информацию от сектантских привнесений ученики, наполняясь установками чуждых Вере предков идеологий, пополняют ряды экстремистов от религии. Эти жертвы идеологической агрессии становятся фактически чужими среди своих, в то время как так называемых «своих», – а они тоже со временем, если не защитят себя истинными знаниями, могут не избежать участи оказаться вовлеченными в секту, – остается все меньше и меньше.

Опасность распространения  ваххабизма на территории России и всех других стран СНГ очень велика. Она усиливается тем, что деятели ваххабитского движения всячески скрывают свою принадлежность к данному течению. Поэтому, не обладая определенными знаниями по религии, ваххабитов трудно распознать, а, значит, защитить себя от попадания под влияние их идеологии.

Однако противостоять идеологическому нашествию ваххабитов, приносящему раскол и смуту в общину мусульман, нужно, и это возможно. А чтобы наше противостояние влиянию сектантов было успешным, необходимо двигаться параллельно в двух направлениях – это во-первых, вооружение, мусульман подлинными знаниями, по нашей религии, которые были бережно сохранены предыдущими поколениями верующих, и, во-вторых — предостережение от заблуждений, пропагандируемых различными сектами, в том числе называющими себя Исламскими.

Сказал Пророк Мухаммад мир Ему:

فمن أراد بحبوحة الجنة فليلزم الجماعة فإن الشيطان مع الواحد
وهو من الاثنين أبعد

«Придерживайтесь пути общины Пророка, так как шайтан с теми, кто отделяется от джама‘а».

Теологи Ислама дали следующее объяснение этому Хадису. «Джама‘а» — это люди, исповедующие убеждения «аhлю-с-Суннаh уа-ль-джама‘а». Иметь такие убеждения – значит идти по пути Пророка Мухаммада, мир Ему, Его сподвижников и праведных Имамов из саляфитов и халяфитов, т.е. правдивых теологов последующих поколений мусульман.. Все они верят, что Аллаh – Один-Единственный Создатель, Который не нуждается ни в ком и ни в чем, не похож ни на кого и ни на что.

 

 

Сказал Аллаh о Себе в Кур`ане:

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ

(Сура «Аш-Шура», Аят 11),

что означает: «Нет ничего подобного Ему».

Аллаh не тело, Он существует без места.

Сказал сподвижник Пророка, мир Ему, Имам ‘Али Ибн Абу Талиб:  «Аллаh существовал до создания места без места, и сейчас Он существует таким, каким и был (т.е. без места)».

Этого пути, пути Пророка и Его последователей, по сей день придерживаются сотни миллионов мусульман Индонезии, Малайзии, Индии, стран Средней Азии, Йемена, стран Северной Африки, Пакистана, стран Ближнего Востока, Кавказа и других мест.

Но около трех веков назад на востоке Хиджаза появилась группа людей, которая отклонилась от единственно правильного Исламского пути. Они утверждали, что возобновляют веру, очищая ее от якобы «языческих» традиций. На самом деле эти люди отвергли тот путь, по которому шли мусульмане сотни лет до них. Они отрицали празднование Маулида Пророка (празднование рождения), мир Ему, чтение Кур`ана умершим мусульманам, посещение (зиярат) могил Пророков и святых людей, благословение святынями Ислама и реликвиями Пророка Мухаммада, мир Ему.

На опасность этого течения указал, предвидя его появление, сам Пророк Мухаммад, мир Ему. В своем ду‘а (мольбе) Он просил Аллаhа: «О Аллаh, благослови страны Аш-Шама и Йемен». И когда Его спросили: «А Наджд (местность в восточной части Аравийского полуострова)?». Пророк ответил: «Нет! Оттуда появится рог шайтана (т.е. сатанинская сила)». Ученые-мухаддисы (знатоки Хадисов Пророка Мухаммада, мир Ему) объяснили, что под выражением «рог шайтана» имеется в виду человек под именем Мухаммад Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб, родом из Наджда (XII в. по hиджре), потому что его идеология раскола возникла именно там. Последователей этой идеологии называют ваххабитами, по имени  ее основателя Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба.

Кто же эти люди?

Это движение возникло, когда во главе Халифата стоял султан Салим Хан-III. «Родина» течения ваххабитов — местность Наджд. Начало деятельности Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба приходится на
1723 г., а массовое распространение экстремистского течения ваххабитов началось в 1730 г.

Позже, когда движение ваххабитов набрало силу, его сторонники оккупировали две мусульманские святыни – города Мекку и Медину, — и запретили жителям стран Шама и Египта совершать паломничество к этим святым местам.

Ваххабиты развернули военные действия против мусульман. Они воевали с наместником султана в местности Хиджаз, резиденция которого находилась в городе Мекка. Начало этих военных действий приходится на 1785 год.

В юности Мухаммад Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб изучал религию в городе Пророка Мухаммада, мир Ему, Пресветлой Медине. Его отец, а также родной брат, шейх Сулейман, были Исламскими теологами. Замечая неблаговидные поступки Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба, проявления им упрямства в отношении многих религиозных вопросов, его отец, брат и учителя увидели в этом предпосылки его будущих заблуждений. Они осудили Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба и предостерегли мусульман  от исходившей от него опасности, так как он вводил в заблуждение многих несведущих людей. В своих убеждениях Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб, обвинив в неверии всех мусульман своего времени, отклонился от пути праведных Имамов. Опровергая теологов Ислама, он утверждал, что посещение могил Пророков, святых людей, а также тавассуль[1], является  ширком (язычеством). Он также считал ширком то, когда человек на словах относит какое-либо действие к чему- или к кому-либо, кроме Аллаhа, даже если эти слова были употреблены в переносном смысле. Например, такие фразы как «Мне помогло это лекарство», или «Мне помог этот святой при тавассуль», — он называл ширком.  Утверждая все это, однако, Мухаммад Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб, ссылался, на неавторитетные мнения лжеученых, либо обращался к искаженным толкованиям Кур`ана и Хадисов Пророка Мухаммада, мир Ему. Силой своего красноречия он заставлял не сведущих в религии людей принимать его убеждения, и далее он внушал им, что якобы те из мусульман, кто не последовал за ним, — вероотступники.

Для более быстрого распространения своей идеологии Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб установил связь с известными политиками и влиятельными людьми из местности Ад-Дар‘ия (на востоке Аравийского полуострова), и те, заинтересованные в укрепления и распространения своей политической власти, оказали поддержку движению Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба, предоставив ему армию. Благодаря такому сотрудничеству им удалось подчинить себе племена бедуинов-кочевников, пополнивших ряды их войск. Не имевшие необходимых знаний по религии эти люди поддались «проповеди» Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба:  их убедили, что якобы можно уничтожать тех, кто не пошел по ложному пути Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба, а их имущество забирать себе.

Одним из сторонников распространения ваххабизма был принц местности Ад-Дар‘ия Мухаммад Ибн Са‘уд из племени Бани Хунайфа (из этого же племени был Мусайлима Аль-Каззаб, провозгласивший себя Пророком еще при жизни Пророка Мухаммада, мир Ему). После смерти принца Мухаммада Ибн Са‘уда, эту идеологию продолжал поддерживать его сын — ‘Абдуль-‘Азиз Ибн Мухаммад Ибн Са‘уд.

 

Многие мусульманские ученые выступили с письменными осуждениями деятельности Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба и его сторонников. Учителя Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба в Пресветлой Медине предупредили мусульман о том, что те, кто последуют за ним, окажутся в числе несчастных, что, к сожалению, и произошло в дальнейшем.

Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб утверждал, что он образовал это течение якобы для очищения вероубеждения по вопросу Единобожия и освобождения его от ширка (язычества). Тогда, согласно его ложному воззрению, мусульмане, жившие до него на протяжении многих веков, были язычниками, а он возобновил Ислам! Очевидная неправда!

 


[1] особый религиозный ритуал — обращение к Богу ради Пророков или святых