ПОДЕЛИТЬСЯ

О, Всевышний! Ниспослал ты народу своему падения дабы вставать, потери дабы находить. Ибо не падавший никогда не встанет, не терявший никогда не найдёт. Утверждающий, что встал, не падая, всего лишь обманывает себя, утверждающий, что нашёл, не теряя – лжец.

Абуль-Хасан Али ибн Абдуллах аш-Шазили.

Абуль-Хасан Али ибн Абдуллах аш-Шазили (1196, Гамарат, совр. Марокко — 1258, Хумайсра, совр. Египет) — северо-африканский исламский богослов, основатель и эпоним суфийского ордена Шазилия.

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абдуллах ибн Абдул-Джаббар аль-Хасани валь-Хусейни аш-Шазили аль-Магриби. Родился в 1196 году в селении Гамарат на севере Марокко. Его род принадлежит к сеидам и восходит к пророку Мухаммаду.

Согласно преданию, в каждом поколении есть один человек, благодаря которому это поколение существует, он называется Властелин Времени (Сахаб эль Уакат), человек находящийся в тесной связи с божественной сущностью, и посему он может находится в одно и то же время в любом месте. По взрослению своему, шейх Абу эль-Хасан Шазали отправился на поиски этого человека. Абу эль-Хасан дошёл до Ирака и встретил там суфия, который открыл ему, что Сахаб эль Уакат живёт в стране, откуда пришёл Абу эль-Хасан, в Марокко, и имя ему Мауалли Абд эль Салам ибн-Машиш, известный так же как «полюс Запада», как и Абд аль-Кадир Гилани (ум. 561/1166), которого называли «полюс Востока». Абу эль-Хасан вернулся в Марокко и отправился на встречу с ибн Машишем, но когда он вошёл, сказал ему ибн-Машиш: «Ступай и омой себя». Абу эль-Хасан решил, что он просто в пыли после долгой дороги, быстро помыл себя, умастил своё тело маслом и покрыл благовониями, и когда предстал вновь перед ибн-Машишем был чист и одет в свежие одежды, но, к его удивлению, вновь сказал ему ибн-Машиш: «Ступай и омой себя». Ничего не понимающий Абу эль-Хасан, отправился мыться вновь, полагая, что в спешке упустил мытьё какого то из своих телесных органов и посему, на этот раз, он тщательнейшим образом принял банные процедуры, и лишь после того как убедился что он чист, так что и придраться больше не к чему, предстал вновь пред ибн-Машишем. Но реакция последнего на очередной визит оставалась неизменной: «Ступай и омой себя». И тут Абу эль-Хасан всё понял. Смысл слов ибн-Машиша был в том, что он должен очистить себя от всего того, что занимает его голову, очиститься духовно и только так он сможет стать учеником самого Сахаб эль-Уакат. При следущей встрече с ибн-Машишем Абу эль-Хасан сказал: «О, Всевышний, всё смыто с меня. Нет никакого знания на мне, кроме того, которому обучит меня Учитель». Так стал Абу эль-Хасан учеником ибн-Машиша и постиг то, что Вселенная находится в постоянном движении и мы обязаны стать частью этого движения, и что разница между суфием и простым смертным заключена в том, что суфий всегда находится с Всевышним, даже во время простых повседневных действий.

Он получил блестящее образование и в возрасте примерно 21 года он покинул родной край в поисках знаний. Он учился в Фесе, а с 1244 года жил в Александрии. Совершив паломничество в Мекку, он отправился в Багдад, где находились крупные факихи, знатоки Корана и хадисов, а также выдающиеся суфийские учителя: аль-Мухасиби, Сари Сакати, Джунайд аль-Багдади, Абдул-Кадир аль-Джилани, аш-Шибли и другие. В Багдаде он прошёл курс обучения у шейха Абуль-Фатха аль-Васити, по совету которого вернулся на родину, чтобы продолжить обучение у Абдуссалама ибн Машиша. После окончания обучения у Ибн Машиша, Абуль-Хасан аш-Шазили отправился в селение Шазили (совр. Тунис). Свою первую завию он основал в 1227 году в Тунисе. Аш-Шазили поселился в пещере горе Залалж на окраине города Тунис, известное как «Пещера аш-Шазили». Там он жил и принимал учеников.

Шазалийский орден в скорости превратился в крупнейший суфийский орден Египта и всей Северной Африки. Абу аль-Хасан умер по дороге в Меку и похоронен в Эль-Рудеа, возле Шарм а-Шейха. Возле его могилы есть два колодца, один с пресной, а второй с солёной водой. Это метафора учения шейха Шазали, который совмещал в своей жизни два вида воды: пресную воду Всевышнего и солёную воду жизни. Султан Мамлюков той эпохи построил мавзолей над его могилой на берегу Красного моря, которая до сих пор почитается мусульманами.

Абуль-Хасан аш-Шазили призывал своих учеников (мюридов) к ежеминутному поминанию Аллаха посредством тихого зикра-хафи, богобоязненности, строгому исполнению предписаний Шариата и следованию сунне Пророка. Он не приветствовал практику затворничества (хальва) и коллективных собраний суфиев (сама). По словам аш-Шазили идеи и дух братства (тариката) следует реализовывать в повседневной жизни, не уходя от мира.

Шейх Абу-ль-Хасан аш-Шазили говорил:

«Истинное чудо — это следование по прямому пути и достижение совершенства. А этого можно достигнуть, только имея сильную веру и следуя примеру Пророка. Поэтому человек должен стремиться только к этим двум вещам, ведь необычные деяния творят и простые люди, и даже грешники». Также он сказал: «Чудо бывает двух видов, первый — это сильная вера, второй — следование за Пророком  и совершение праведных деяний. Если же кто-либо и после этого желает каких-либо чудес, то он лжец. У него нет ни знаний, ни деяний. Он подобен тому, кто стал царем и захотел, чтобы ему подчинялись даже животные».

ШАЗИЛИЙСКИЙ ТАРИКАТ

Основной акцент делается на борьбе с нафсом и внутренним самосовершенствованием, важную роль в котором играет «халва» — практика уединения, отшельничества, которой каждый адепт с разрешения наставника должен посвятить не менее одного дня в квартал. Уединение сопровождается постом от рассвета до заката. Еще есть различные виды зикра, в которых либо просто поминается имя Аллаха, либо на разный мотив читается шахада.

Основы шазилитского учения состояли в следующих положениях:

  1. Необходимости бояться Аллаха;
  2. Полная приверженность Сунне в поступках и словах;
  3. Упование только на Аллаха (а не на людей), как в счастье и довольстве, так и в случае несчастий, бед и трудностей;
  4. Полное подчинение воле Аллаха;
  5. Обращение за помощью только к Аллаху.

В шазилийском тарикате большое внимание уделяется  духовному самосовершенствованию и глубокому осознанию смысла веры. Мюрид (ученик) Шазилийского тариката воспринимает себя рабом, который должен постоянно ощущать свою ничтожность перед величием Аллаха. Он должен чувствовать абсолютную зависимость от Аллаха и непрерывно благодарить Его. Сначала языком, затем сердцем — до тех пор, пока всё его существо не превратится в сплошную благодарность, и каждый миг жизни не будет посвящён благодарению Господа.

«Вся наша жизнь — и единственное в ней занятие! — должны состоять в том, чтобы осознавать милость Аллаха и размышлять о ничтожестве нашей силы и власти, чтобы предаваться Аллаху с чувством глубокой нужды в Нём, моля Его даровать нам Своё благоволение». Такова суть учения Шазилийа — учения, которое адресовано не только общине в целом, но и каждому её члену в отдельности.

Шазилиты не носят специальных одеяний и, следуя Джунайду аль-Багдади, предпочитают «трезвое» служение (сахв) и воздерживаются от состояния «опьянения» (сукр).

Мюрид шазилийского тариката должен воспринимать себя рабом, который постоянно ощущает свою ничтожность перед величием Аллаха; чувствовать абсолютную зависимость от Аллаха и быть непрерывно благодарным ему.

Руководство тарикатом выборное. После смерти Абуль-Хасана аш-Шазили тарикат возглавил Аббас аль-Мурси, а затем Таджуддин ибн Атауллах аль-Искендерани. Благодаря трудам аль-Искендерани шазилитский тарикат стал популярным в Магрибе. К шазилитам принадлежал известный историк и философ Ибн Хальдун.

Шазилитский тарикат делится на различные ветви: аруситы, вафаиты, заррукиты, джазулиты, хабибиты и т. д. Шазилитский тарикат сыграл большую роль в исламизации народов Африки, активно противодействовал колонизаторской политике европейских стран. Его идеи распространены не только в странах Северной и Центральной Африки, но и в Европе и на Кавказе. Последователей этого тариката можно увидеть и на Коморских островах, в Индии и даже Индонезии. В России шазилийский тарикат действует в Дагестане и соседних республиках.