ПОДЕЛИТЬСЯ
Имам, шейх-уль-Ислам Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки аль-Ансари аш-Шафии аль-Ашари. Его кунья – Абуль-Аббас, а прозвище – Шихабуддин.

Имам родился в конце 909 года по хиджре или в 1504 году н.э. в местечке Абу Хайтам, которое находится в Египте. Он был имамом шафиитов того времени. Его отец умер ещё при жизни его деда. Его воспитание было доверено учителям его отца: Мухаммаду ас-Сарави, известному как Ибн Аби аль-Хамаиль, и ученику Ибн Аби аль-Хамаиля – Шамсуддину Ахмаду аш-Шанави, который был одним из лучших учеников шейх-уль-Ислама Шарафуддина аль-Манави. Шейх Ахмад аш-Шанави отправил Ибн Хаджара аль Хайтами в Танту для обучения и заучивания Корана.

В начале 924-го года по хиджре, Ибн Хаджара аль Хайтами получил разрешение на обучение в университете аль-Азхар, где учился под руководством учеников шейха аш-Шанави. Он обучался у многих известных учеников хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни и у самого лучшего из них – шейх-уль-Ислама Закарии аль-Ансари.

Ибн Хаджар аль-Хайтами говорил: «Каждый раз, когда я встречал кади Закария [аль-Ансари], он делал за меня такое дуа: “Пусть Аллах одарит тебя глубоким пониманием религии”».

В конце 929 года по хиджре имам аль-Хайтами получил разрешение выносить фетвы. Он был специалистом в тафсире, хадисе, каляме, фикхе, усуль аль-фикхе, математике, грамматике, морфологии, логике, тасаввуфе. Он был известен великолепной памятью, которой Аллах одарил его.

В 933 году по хиджре вместе он с шейхом аль-Бакри отправился в Мекку и прожил там до 934 года. В тот период у него появилось стремление писать труды по фикху, но он сдерживал в себе это желание, пока не увидел во сне имама аль-Хариса ибн Асада аль-Мухасиби, который повелел ему написать книгу. Имам аль-Хайтами принял это с радостью, вознёс благодарность Аллаху и принялся за работу. По возвращении из Мекки он выпустил сокращённый вариант «Матн ар-Рауда» и написал комментарий к этому матну. Матн (от араб. «прозаический текст») — текст (информационная часть) хадиса, как правило короткий, противопоставленный аутентичной цепи передатчиков (иснад).

В 937 году по хиджре он ещё раз сопровождал своего шейха в поездке в хадж. В это путешествие он взял с собой написанную им книгу «Мухтасар ар-Рауда». Во время путешествия он добавил к ней пояснения, полученные от учёных Йемена. Когда он прибыл в Египет, учёные увидели его книгу и очень высоко оценили её. Кое-кто из них попросил копию этой книги, но завистники украли его труд, и больше имам его никогда не видел. Имам аль-Хайтами опечалился, но положился на Аллаха и сохранял терпение, ожидая награды лишь от Аллаха. И Аллах дал ему нечто лучшее, чем утерянный шарх (комментарий).

В 940 году по хиджре он некоторое время оставался в Мекке и писал книги, выносил фетвы и обучал людей. В Мекке он написал шарх к труду «Аль-Идах» имама ан-Навави, затем — «Шарх аль-Иршад» с двумя комментариями, затем — «Шарх аль-’Убаб». Он собрал в этом комментарии все различные мнения в мазхабе, исследуя, критикуя и разъясняя предпочтительное мнение. После этого он написал монументальный труд — «Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж» — комментарий к «Минхадж ат-Талибин» имама ан-Навави. Этот многотомный труд — выдающаяся работа в шафиитском мазхабе.

В 2019 году под руководством шейха, мухаккыка Анвара аш-Шайхи ад-Дагистани в свет вышло новое издание книги «Тухфат аль-Мухджадж би шарх аль-Минхадж» (в 10 томах), которое было снабжено примечаниями, в том числе дагестанских учёных прошлого. Для всех шафиитов это было очень радостное событие.

Имам Ибн Хаджар Аль-Хайтами умер в 974 году по хиджре или в 1567 году н.э. и был похоронен в аль-Ма’ля (в Мекке) рядом со сподвижником Абдуллахом ибн аз-Зубайром (да будет доволен ими Аллах).

Его труды: «Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж», два шарха к «Иршад», «Шарх-уль-Хамазиятиль Бусири», «Фатхуль Мубин би шархи Арбаин ан-Навави», «Шарх аль-Мишкат», «Саваику-м-Мухрика», «Каффу-р-Ра’аъ», «Аз-Заваджир», «Насихат-уль-Мулюк», «Шархуль Альфия», «Аль-И’лям би кавати’и аль-Ислям», «Шарх-уль-’Убаб», «Тахзиру-с-Сикат», «Шарх Кутату Салиха», «Шарх Мухтасару Абиль Хасан», «Шарх Мухтасару-р-Равда», «Манакибу Аби Ханифа», «Аль-Фатава аль-Фикхийя аль-Кубра», «Аль-Фатава аль-Хадийсийя», «Манхадж аль-Кавим», «Аль-Минах аль-Маккийя фи шархи Хамзиййа», «Аль-Джаухар аль-муназзам».

Вероубеждение Ибн Хаджара аль-Хайтами.

Ибн Хаджар аль-Хайтами был ашаритом, как и практически все шафиитские факихи прошлого и настоящего. Он однозначно заявил в своём фундаментальном труде, что Ахлю-Сунна валь-Джамаа – это ашариты и матуридиты, а те, кто противоречит им, являются приверженцами нововведений.

Шейх-уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж би шархи аль-Минхадж» (Дару-д-Дыя, 10/447): «Нововведенец (мубтади’) – это тот, кто противоречит в вопросах вероубеждения тому, чего придерживается Ахлю-Сунна, чего придерживался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижники и те, кто был после них. А под теми, кто был после них позже, подразумеваются имамы Абуль-Хасан аль-Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди, а также их последователи».

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в книге «Аль-Минах аль-Маккийя» (Дар аль-Минхадж, с. 404) относительно методов тафвид и таъвиль: «В числе аятов с неясным смыслом (муташабихат) есть те, в которых упоминаются такие атрибуты, как истива, йад, айн. Основная масса учёных Ахлю-Сунна, а к ним относится большинство предшественников (саляфы) и ахлю-хадис, оставляли их смысл на Всевышнего Аллаха, вместе с тем отвергая их буквальное значение. Последующие учёные (халяфы) толковали их так, как подобает величию Всевышнего».

Борьба с нововведениями.

Шейх-уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами всегда стоял на страже Сунны и был принципиальным противником порицаемых нововведений в поклонении. В частности, ибн Хаджар с порицанием высказался о намазе Рагаиб.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж»: «Намаз, известный как намаз Рагаиб, и намаз середины месяца Шабан – мерзкое нововведение. Хадис о них вымышленный».

Также Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в книге «Тухфат аль-Мухтадж», отвечая учёному, который высказался о желательности некой молитвы с выдуманным намерением: «Удивительно, конечно, слышать от него такие слова, учитывая его познания в фикхе. Как же он допускает молитву (намаз) с выдуманным намерением, у которого нет подтверждения в Сунне?».

Также ибн Хаджар заботился о том, чтобы ложные хадисы не распространялись. Он сетовал на то, что люди проявляют халатность в этом деле.

В частности, Ибн Хаджар аль-Хайтами говорил: «И таковы большинство проповедников, которые, просто увидев хадисы в какой-нибудь хутбе, заучивают их и начинают цитировать в своих речах, не удостоверившись, есть у этих хадисов основа или нет. И правителям каждой местности необходимо удерживать проповедников от такого и отстранять их от этой должности при ослушании». Аль-Фатава аль-Хадисия», с. 79)

Высказывания учёных о нём.

Шейх Абдуль-Кадир аль-Факихи (920–989 гг. х.) так описывал Ибн Хаджара аль-Хайтами: «Наш господин, наш шейх, имам, великий учёный, знаток, море [знаний], довод [Ислама], весьма понятливый человек, муфтий мусульман, сердце преподавателей, остаток муджтахидов, благодать городов Аллаха, Ахмад Шихабуддин ибн Хаджар аш-Шафии». («Мукаддима Аль-Фатава аль-Фикхийя», 1/2)

Шейх Мансур ат-Табаляви (ум. 1014 г. х.) сказал о нём: «Последний [из заслуженных] составителей [научных трудов], [красноречивый] оратор (или увещеватель) среди всех обладающих талантом к писательству, имам учёных-исследователей, голос всех скрупулёзных правоведов, наш господин, шейх шейхов Ислама и мусульман, учёный хранимых земель аль-Харама, светоч нашей общины и религии, Ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки, пусть Аллах очистит его душу и освятит его могилу». («Хашият Ибн Касим аля Тухфат», 1/4)

Шейх Абдуль-Кадир ибн Абдуллах аль-Айдарус (978–1038 гг. х.) так описал Ибн Хаджара в книге «Ан-Нур ас-Сафиру фи а’яниль Карниль Ашир» (стр. 287): «Имам, шейх-уль-Ислам, последнее звено в цепи тех, кто был способен выдавать фетвы и обучать, популяризатор исламских наук. Своим изобилием знаний о фикхе и исследований он был подобен морю, которое не могло замутить какая-либо мелкая критика (буквально: море, которое не становится мутным от ведра скверны в нём), и имам двух святынь (аль-харамейн), с этим согласились познавшие [Аллаха], объединившись в этом мнении. Имам, за которым следуют другие имамы, является самым достойным, и в землях Хиджаза единственный стал равняться всей общине [по сумме благих качеств всех людей общины]. Его сочинения являются знамением, подобного которому его современники не сумели составить…

Он первый на все времена, и если бы весь мир собрался на одной стороне, то он находился бы на второй (был бы равен всему миру по своей значимости), он является третьим светилом [на небосводе] после Солнца и Луны.  Сложные вопросы и запутанные темы словно поклялись и заверили, что не будут решены и прояснены без его участия (его трудов).  Он обосновался в Хиджазе и получил прозвание Ибн Хаджар…

Он был талантлив во многих науках: тафсире, хадисе, ильмуль-каляме, усуль аль-фикхе, фикхе, наследственном праве, математике, грамматике, синтаксисе, маани и баяне (риторике), логике и тасаввуфе».

Имам Шихабуддин аль-Хафаджи аль-Ханафи (977–1069 гг. х.) сказал в «Риханат аль-Альба» (1/435): «Величайший учёный Шихабуддин Ахмад ибн Хаджр аль-Хайтами из Мекки, которую почтил Аллах, учёный своей эпохи, особенно в Хиджазе. Если представить благие качества в виде полотен, то он будет самым образцовым из них. Сколько же достойных людей совершили паломничество к его Каабе (фигурально\) и сколько лиц, ищущих (знаний), обратились к его кибле. Если он говорил о фикхе или хадисе, то слух словно и не услаждали подобные речи ни прежде, ни после. Он словно сама высота и величие. Его мысли пробивают броню, будто стрелы (риторический приём, говорящий о том, что аргументы учёного сильны и попадают точно в цель – прим. перев).

Его сочинения – это яркие звёзды, освещающие тёмные (запутанные) проблематичные вопросы. Один из самых почётных шейхов моего отца, у которого я получил редкие знания и знания унаследованные. Пусть Аллах помилует его».

Шейх Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032–1089 гг. х.) сказал в книге «Шазарат аз-Захаб» (8/370): «В общем, он был шейх-уль-Ислам, последним звеном в цепи выдающихся учёных, морем знаний, которое ничто не замутит, имам двух святынь (аль-харамейн), все с этим согласились. Он был путеводной звездой на небесной карте для тех, кто следует по ней (учёных), те, кто нашёл прямой путь, нашли его благодаря ему, согласно словам Аллаха: «А по звёздам они находят правильную дорогу» (Коран, 16:16).

Неисчислимое количество людей училось у него, и они толпились и теснились, когда слушали его. Они хвалились тем, что следовали ему. Один из тех, кто получил от него знания устно – шейх наших шейхов аль-Бурхан ибн аль-Ахдаб».

Шейх Шамсуддин ибн аль-Гази (1096–1167 гг. х.) сказал в книге «Диван аль-Ислам» (1/200) об Ибн Хаджре: «Имам двух Святынь (Мекка и Медина), муфтий двух Ираков, шейх-уль-Ислам, великий учёный-исследователь».

Шейх-уль-Ислам Абдуллах аш-Шаркави (1208–1227 гг. х.) сказал о нём в книге «Тухфату Бахия фи Табакати аш-Шафиия»: «Великий учёный, исследователь, отшельник, смиренный и великодушный человек, аскет, Шихабуддин ибн Хаджар, житель почтенной Мекки. Он, да будет доволен им Аллах, получил знания от группы шейхов Ислама в Египте.  Они дали ему разрешение издавать фетвы и преподавать. Затем он преподавал, издавал фетвы в университете аль-Азхар и землях Хиджаза. Благодаря ему множество людей получили пользу. Он составил ряд полезных книг по фикху и усулю».

Шейх Мухаммад ибн Али аш-Шавкани (1173–1250 гг. х.) сказал о нём в книге «Аль-Бадру-т-Тали’» (1/109): «Он был аскетом, ограничившись на пути саляфов (праведных предшественников), повелевающим творить благое и запрещающим порицаемое, и неотступно следовал всему этому, пока не умер».

Шейх Сыддык Хасан Хан (1248–1307 гг. х.) сказал в книге «Абджад аль-‘Улюм»: «Он был самым великим учёным и правоведом своего века. Ему не было подобных среди правоведов его эпохи. Шейх Абдульхакк ад-Дахляви сказал: «Он не сравнится с великим шейхом ибн Хаджаром аль-Аскалани в науке о хадисах, однако, вероятно, он был подобен ему в фикхе».

Шейх Абдуррахман Ба’ляви аль-Хадрами (1250–1320 гг. х.) сказал в книге «Бугъят аль-Мустаршидин» (стр. 572): «Мы переняли у наших шейхов мнение, что обновителем религии (муджаддид) десятого века хиджры является либо шейх Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами, либо имам Мухаммад ар-Рамли».

Шейх Юсуф ибн Исмаил ан-Набхани (1265–1350 гг. х.) сказал в книге «Шавахид аль-Хакк» (стр. 218) об Ибн Хаджаре: «Все единогласны в том, что он является одним из выдающихся учёных, которого не порицал ни один учёный и ни один мазхаб Ислама, начиная с того века, когда он жил, до наших дней. Никто из них не приписал ему новшеств, противоречия Сунне или же чего-либо низшего, что могло бы дискредитировать его знания и религию и подорвать доверие уммы к нему».

Пусть Всевышний Аллах смилуется над нами и проведёт нас по истинному пути.