ПОДЕЛИТЬСЯ

Он был выше среднего рост. Он имел желтоватую кожу, светлое лицо, а сам был степенным и выглядел внушающе. Борода его не была густой, поэтому его прозвали «редкобородым». И, так как он был тезкой со своим шейхом, то, чтобы не перепутать их, его называли «Таха редкобородый». Он был доброго нрава, и никогда нельзя было видеть его разозленным.
Тридцать вторым в золотой цепи преемников стал уроженец иракского Харира (что близ Эрбиля провинции Мосул). Он был тезкой своего шейха Тахи аль-Хаккари. В связи с тем, что он родился в Харире, его прозвали «Харири». Родился он в 1220/1803 году в Харире. Раньше Харир был небольшим городком, находившимся в десяти километрах от Керкука, сейчас это один из его кварталов. Кроме того, что о нем и его деятельности в своей автобиографии Рисаля Ас’адиййа говорит Мухаммад Ас’ад Эфенди, мы не располагаем о нем никакой информацией.
В ней он говорит: «По причине того, что я не удостоился пройти путь духовного становления и совершенствования (сейрусулюк) ни при своем отце, ни при деде, я поступил на служение к такому великому духовному наставнику нашего времени, как Таха аль-Харири ан-Накшибанди аль-Халиди. Я прослужил при нем до самой его смерти в 1292/1875, то есть пять лет», из чего становится ясно, что он получил у Шейха Таха хорошее духовное воспитание, а сам был известной и уважаемой личностью.
Свое первое образование Харири получает в Эрбиле. Он выучивает весь Коран наизусть. Получает аттестацию высших
учебных заведений и медресе Багдада. И после получения Исламских знаний у ученых того времени, он поступает на службу и под покровительство к преемнику Мавляны Халида Багдади в Эрбиле Хидаятуллаху Эфенди. Хидаятуллах Эфенди был дедом будущего преемника Таха аль-Харири, М.Ас’ада Эрбили.
Известно, что, кроме него, Таха аль-Харири был знаком еще
и с другим преемником Мавляны Халида Багдади Османом Тавили. Осман Тавили сказал в качестве похвалы шейху Харири: «Он превосходит нас».
Таха аль-Харири, взяв фейз от Хидаятуллаха Эфенди и
Османа Тавили, встретился в мире скрытых смыслов с величайшим шейхом того времени Тахой аль-Хаккари, затем направился к нему и за очень короткое время стал его преемником.
Он знал арабский, персидский, турецкий и курдский языки. В
своих беседах, как и его шейх, он читал и давал толкования
Мактубатам Имама Раббани. Таха аль-Харири, пройдя сейру-сулюк под руководством первых двух шейхов, был аттестован шейхом Тахой аль-Хаккари и, обладая способностью к «увейси» духовному общению, удостоился чести в мире скрытых смыслов очень часто общаться с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Шейх Таха был не первым из шейхов тариката золотой сильсиля, кто прошел через увейси-воспитание. Ведь и Абдульхалик Гудждувани, и Шах Накшибанд прошли через увейси-воспитание.
Увейсия – это термин, который впервые был применен в отношении Увейса аль-Карани, сподвижника Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который жил в его время, но никогда с ним не виделся. В тасаввуфе так называют тех последователей тариката, которые проходят сейру-сулюк, получая духовное наставление от Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и шейхов тариката во сне.
Таха аль-Харири был духовным наставником народа Эрбиля и Мосула на протяжении сорока лет. Умер он и был похоронен в 1292/1875 году в Эрбильском Харире.
* * *
Харири и риязат
Тарикат Накшибандийя относится к тарикатам «рухани»,
которые подчиняют нафс руху путем укрепления руха. Поэтому в этом тарикате, в отличие от тарикатов «нафсани», не придается большого значения риязату. Поэтому некоторые шейхи даже и не акцентируют на этом своего внимания. Таха аль-Харири был одним из них. Рассказывается, что однажды в месяц Рамадан Ас’ад Эрбили отправился в текке навестить своего шейха. Там он принял решение в течение всего Рамадана совершать риязат. Когда наступает время разговения, перед ним ставят поднос с различной едой. Увидев это, он говорит, чтобы ему не приносили столько пищи, но те, в свою очередь, ответили: «Таким было повеление шейха Тахи аль-Харири, поэтому мы должны выполнять». Когда же на следующий день это дошло до самого шейха Харири, он дал Ас’аду Эфенди следующее наставление: «Салик, следующий по нашему пути, должен быть похож на Ма’руфа Керхи. Он должен есть все, что предлагает ему хозяин дома. На нашем пути очищение начинается именно с сердца. Когда сердце, очистившись, выздоровеет, выздоровеет и тело, следуя за сердцем. Поэтому нет никакой нужды в риязате».
Проницательный и невидящий
Таха аль-Харири говорил: «Салик, достигший проницательности (кашф) и тот салик, который не имеет такой способности, похожи на двух странников, взявших направление на Хиджаз, один из которых зрячий, другой слепой. Каждый из них, по мере продвижения на своем пути, приближается к своей цели. Однако большее вознаграждение получит тот, который слеп. Так и на пути духовного становления и совершенствования (сейру-сулюк) салик, еще не обладающий кашф, с точки зрения духовного развития превосходит того, кто уже постиг его».
Рассказывается, что перед смертью Тахи аль-Харири его будущий преемник Мухаммад Ас’ад Эрбили попросил шейха
оставить преемником своего сына. Но тот не согласился: «Сын
мой есть только тогда, когда есть я, когда же меня не станет, не станет и его. Ведь ваш дед Хидаятуллах Эфенди имеет много прав на меня. Чтобы отплатить за это право, я оставляю вас».
Спустя шесть месяцев после его смерти умирает и сын Шейха
Тахи, а на его месте остается М. Ас’ад Эрбили. Так как шейх Таха аль-Харири был по натуре как Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), его духовные наставления были в манере Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Поэтому, также как и Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был «Расулюс-сакалейн» – посланником к людям и джиннам, так и шейх Таха был «муршидус-сакалейн», то есть духовным наставником, как людей, так и джиннов. Говорится, что у него был преемник джинн по имени «Джуддух», а также большое количество мюридов среди джиннов.

Источники: аль-Хадаикуль-вардиййа; Наджип Фазыл, Алтын Сильсиля; Ислам Алимлери Ансиклопедиси, XVIII.