ПОДЕЛИТЬСЯ

Коран является священной книгой, которая была ниспослана пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) самим Творцом более 1400 лет назад.

Коранические аяты представляют собой подлинное слово Аллаха, а потому они защищены Всевышним от искажений, которые могут сделать люди сознательно либо по ошибке. Доказательством тому служит следующий аят из Корана:

«ВОИСТИНУ, МЫ НИСПОСЛАЛИ НАПОМИНАНИЕ, И МЫ ОБЕРЕГАЕМ ЕГО» (15:9)

Достоинство изучения и заучивания Корана

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) подчеркивал важность чтения Священной Книги на ежедневной основе, поскольку она даёт людям ясные указания по тому, как прожить честно в этом мире и как не бояться смерти и Судного дня. К тому же произнесение одной лишь буквы из Корана приносит человеку 10-кратную награду (саваб). В этом смысле сложно даже вообразить, насколько меняется в лучшую сторону жизнь и какие открываются перспективы в вечности у человека, который знает наизусть весь Благородный Коран!

Коран-хафиз несёт в своём сердце свет чистоты и блага, а его разум наполнен мыслями о словах Всевышнего. В сводах хадисов Тирмизи и Ибн Маджи приводится следующее высказывание пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего): «Того, кто выучит Коран и будет следовать тому, к чему он призывает, и сторониться запретного, Аллах введёт в Рай и примет его заступничество в пользу 10 родственников, кому было уготовано войти в Ад». В другом хадисе говорится о том, что лучшими среди мусульман являются те, кто изучает Священную Книгу ислама и обучает ей других.

О достоинстве изучения и запоминания Корана говорит также следующее высказывание Посланника Всевышнего (мир ему и благословение Всевышнего), представленное в сборниках хадисов Ахмада и Абу Дауда: «В Судный день на головы родителей, чьи дети изучали Коран и практиковали его положения, будет помещена корона такого великолепия и яркости, которая превосходит яркость солнечного света, проникающего в ваши дома. И что же вы думаете о положении человека, кто сам изучал Коран и реализовывал на практике его положения?»

Исламская умма всегда славилась людьми, кто обладал обширными познаниями в области Священного Текста. В этой связи часто можно встретить вопрос о том, как много людей знают Коран наизусть. Среди специалистов нет единого мнения и способа подсчёта, однако по самым грубым прикидкам, общая численность хафизов среди мусульман в настоящее время варьируется от одного до 12 миллионов человек. Методика здесь самая простая. Если всего в мире насчитывается более миллиарда мусульман (1,2 миллиарда) и на каждые триста человек должна приходиться одна мечеть (в разных странах ситуация наблюдается своеобразная), то в каждой из них должен быть один или двое хафизов Корана. Конечно, в странах бывшего Советского Союза времена атеизма не прошли даром, а потому сейчас наблюдается острая нехватка людей, кто знал бы Священную Книгу наизусть целиком. Однако ситуация меняется, и всё больше мусульман ставят перед собой цель стать хафизами Корана и добиваются её, в том числе, и благодаря правилам заучивания, которые идут ниже.

«Учёные – наследники пророков» (Абу Давуд, № 3641; Тирмизи, № 2682; ибн Маджах, № 223; ибн Хаббан, № 88; аль-Байхаки)

Коран – это Речь Аллаха и самое большое чудо, которое было дано Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Каждый верующий обязан руководствоваться им и знать его достоинство.

Зачастую мы ищем благодати, отправляясь в тяжёлые и дальние поездки, или ищем духовного лечения, тогда как чтение Корана – это лечение всех болезней и источник обильной благодати (баракат), как говорится в аятах самого Священного Корана, по воле Аллаха.

К сожалению, у очень многих верующих дома нет Корана, другие имеют его чисто символически – Коран просто пылится на полке. В данной статье мы приведём некоторые достоинства чтения Корана – чтобы побудить к нему наших читателей.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Коран – это заступник перед Аллахом и оправдывающий перед Ним чтеца, и того, кто руководствуется им (Кораном), он приведёт в Рай, а того, кто не руководствуется им, тянет в огонь ада» (аль-Хайсам, ат-Табарани).

Предаётся, что однажды назначенный Умаром ибн Хаттабом (да будет доволен им Аллах) министр Мекки пришёл к нему, чтобы решить некоторые вопросы. Умар (да будет доволен им Аллах) спросил его: «Кого вместо себя ты оставил в Мекке?» Тот ответил: «Абдурахмана ибн Аби Абза». Халиф уточнил: «Ты оставил вместо себя курайшитского раба?» На что министр ответил: «Я оставил вместо себя Абдурахмана, потому что нет более лучшего чтеца Корана, чем он». Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Да, поистине, Аллах возвеличивает человека Кораном (чтеца), так же Аллах унижает человека Кораном (оставившего чтение Корана)» (Муслим, ибн Маджах, Дарими, Ахмад).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «…читайте его (Коран), поистине, Аллах вознаграждает за его чтение, за каждую букву – десять вознаграждений, я не говорю, что и за Алиф, Лям, Мим – десять воздаяний, однако за Алиф – десять, за Лям – десять, за Мим – десять (воздаяний)» (Хаким, том 1, № 555).

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал (смысл): «…Когда соберутся люди в дома Аллаха для чтения и изучения Корана, снизойдёт на них душевное спокойствие и накроет их милость Аллаха. Окружат их ангелы, и Аллах упомянет этих людей тем, кто возле него» (Муслим, № 2699; Абу Давуд, Тирмизи, ибн Маджах).

Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, прочитавший Коран, как будто получил пророчество, с разницей в том, что к нему не приходит ангел с откровением. А тот, кто читает Коран и посчитает, что кому-то Аллах дал лучшее, чем это (знание Корана), то он (чтец) унизил то, что возвеличил Аллах (т. е. Речь Аллаха)» (Хаким, Табарани).

Язид ибн Аби Хабиб (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах облегчает наказание родителей изучившего Коран, даже если они были неверными» (ибн Хаббан. «Тинзих Шариати», том 1, стр. 293; цепочка передатчиков слабая).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, который читает Коран в намазе стоя, получит за каждую букву сто вознаграждений; совершающий намаз сидя за чтение каждой буквы Корана получит пятьдесят вознаграждений; читающий Коран вне намаза получит за каждую букву десять вознаграждений; тому, кто слушает чтение Корана, желая получить воздаяние, записывается за каждую букву одно воздаяние; тому, кто завершил читать Коран (полностью), Аллах ответит на мольбу в этом мире или на том свете» (Дайлями. «Канзуль умаль», № 2427).

Существует очень много хадисов, побуждающих к чтению Корана. Но возникают вопросы: все ли читающие его получают полное воздаяние? Имеются ли какие-нибудь этические нормы, которые необходимо знать, приступая к чтению Речи Аллаха?

У любого важного действия есть определённые требования, так и для получения воздаяния от чтения Корана необходимо следовать определённым правилам. Сегодня нередко можно увидеть, как некоторые не соблюдают этикет во время чтения книги Аллаха, для этого мы приведём здесь список указаний, которые помогут человеку должным образом отнестись к Священному Писанию.

 Этика чтения Корана

  1. Прежде всего, Коран необходимо читать только ради Аллаха, желая лишь приобрести довольство Всевышнего, подчиняясь Его велению, а не ради славы мирской или других корыстных целей.
  2. Следует брать Коран в руки и класть на место по завершении чтения, по возможности, не поворачиваясь к нему спиной.
  3. Запрещается трогать руками и носить Коран, даже футляр или материю, в которую он завёрнут, без омовения. Дозволено без омовения читать Коран наизусть, но находиться и в этом случае при омовении – сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
  4. Тому, кто по Шариату обязан совершить полное омовение тела (после половой близости и т. д.), и женщине, когда ей нельзя совершать намаз (в период менструации, послеродовых выделений), запрещается не только трогать Коран, но и читать его наизусть.
  5. Считается сунной читать Коран, сидя на чистом месте, обратившись лицом в сторону Киблы.
  6. Класть Коран на пол, даже на чистый, считается нарушением этики почитания Корана. Лучше положить его на подушку или специальную подставку, ибо это – сунна.
  7. Запрещается перелистывать Коран смоченными слюной пальцами.
  8. Коран нужно размещать выше всех остальных книг, класть на него другую книгу нельзя.
  9. Если кто-либо умышленно бросит Коран или листок с написанной на нём сурой или аятом на нечистоты, или же кинет на Коран грязь, то он впадает в неверие.
  10. Запрещается брать с собой в туалет и подобные нечистые места даже листок с записью аятов Корана, а также читать их там вслух.
  11. Считается сунной, когда читающий Коран сидит лицом в сторону Киблы. Нет греха в чтении Корана лежа.
  12. Лучше всего читать Коран в намазе.
  13. Считается сунной начать чтение Корана с произнесения фразы:

«Аузу би Лляхи мина-щщайтани-рраджим» («Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана!»), а затем «Бисмилляхи-ррахмани-ррахим» («Именем Аллаха, Милостивого на этом свете ко всем, а на том свете – лишь к верующим»).

  1. Большее вознаграждение за чтение Корана получает тот, кто читает его в мечети или проснувшись ночью.
  2. Коран лучше читать спокойно, не торопясь, даже если смысл его непонятен.
  3. Считается сунной плакать при чтении Корана. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Коран был ниспослан с печалью, и вы плачьте при его чтении. Если не можете плакать, хотя бы делайте вид, что плачете».
  4. Если при чтении Корана дошли до аята суджды (т. е. аята земного поклона), считается сунной совершить земной поклон. Совершить его считается сунной и для имама при намазе, если он прочел данный аят, и для джамаата, стоящего за ним. После чтения аята земного поклона произносят намерение для совершения земного поклона чтения Корана. Имам, произнося «Аллаху акбар», начинает земной поклон, за ним то же самое совершают молящиеся, затем имам встаёт, также произнося «Аллаху акбар», и то же самое повторяют за ним молящиеся. Если человек, который в данное время не совершает намаз, услышит чтение аята земного поклона, ему тоже желательно совершать земной поклон. Но совершающий саджда должен быть в состоянии ритуальной чистоты, с прикрытым авратом (то есть тех мест, которые, согласно Шариату, должны быть закрыты при намазе) и обратившимся в сторону Киблы. Он делает намерение: «Я намерен совершить сунна земной поклон чтения Корана», затем, произнося «Аллаху акбар», совершает земной поклон, после, опять произнося «Аллаху акбар», поднимается и произносит приветствие словами: «Ас-саляму алайкум ва рахматуллах», поворачивая голову направо и налево.
  5. Читать Коран лучше, следя за текстом глазами. Это ценится дороже, чем чтение наизусть, ибо здесь присутствует поклонение Аллаху и глазами.
  6. Нельзя назвать полноценным чтение Корана, если при этом сам читающий не слышит своего голоса. Но можно читать Коран и про себя – это зависит от намерения чтеца. Если есть опасение рийаа (показного, горделивого чтения), или громкое чтение мешает другим, лучше читать про себя. А если никому не мешаете и нет опасения, что чтение будет показным, если есть намерение воодушевить себя или других, то лучше читать вслух.
  7. При чтении Корана с пониманием смысла является сунной выражение соответствующих чувств, своего отношения к аятам. Например, если читается аят, где восславляется Аллах, то следует восславлять Его, говоря: «Субханаллах»; если читается аят восхваления Аллаха, восхвалить Его, говоря: «Альхамдулиллях», – если аят о милости Аллаха, следует просить милости себе и другим, если аят об адских муках за грехи, то следует просить Аллаха о спасении себя и других от таких мук. Так делал и сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).
  8. Самым большим непочтением к Корану считаются поступки тех, кто, вовсе не вникнув в истинный смысл его аятов, пытается толковать их поверхностно, по своему разумению, следуя переводам на русский и другие языки. Неточная передача смысла Корана вводит людей в заблуждение, и такой человек, прикрываясь высокими словами следования и призыва других к Корану, на деле выступает против Ислама, как это делают ваххабиты и другие. О таких людях Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Те, кто по своему разумению толкуют Коран, пусть готовят себе место в огне Ада» (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Насаи).
  9. Так как читать Коран с нечистым ртом не одобряется, считается сунной полоскать рот и использовать сивак.

Если при чтении Корана сделана пауза, то, прежде чем вновь приступить к чтению, следует произнести: «Аузу билляхи мина-щщайтани-рраджим», – почистить зубы и дёсны сиваком.

  1. Если при чтении случилась отрыжка или одолела зевота, следует его прекратить. После выхода из этого состояния чтение следует продолжить.
  2. Не одобряется чтение Корана в состоянии дремоты, так как при этом велика вероятность допущения ошибок.
  3. Считается сунной слушать чтение Корана внимательно.
  4. Время от времени следует читать Коран и дома, это тоже сунна. В хадисе говорится: «Вы не превращайте свои дома в могилы, где не читают Коран» (Байхаки).
  5. Читающий Коран должен быть так сосредоточен, как будто он тихо, шёпотом беседует с Аллахом, будучи уверенным, что находится перед Ним и читает Его Слово.
  6. Нежелательно читать Коран вслух на рынке, в шумных местах, где много крика, смеха, громких разговоров, в местах, где люди пьянствуют и веселятся.
  7. Читающему Коран не следует произносить в процессе чтения другие слова, если в этом нет крайней необходимости, нельзя смеяться, играть пальцами – следует сидеть спокойно и с почтением.
  8. Запрещается писать Коран неарабскими буквами и читать то, что так написано.
  9. Считается сунной читать суры в той последовательности, в которой они даны в Коране.
  10. Коран лучше читать группами, в кругу: один читает, а остальные слушают. Можно читать по очереди.
  11. Следует стараться читать Коран красивым голосом. В хадисе говорится: «Вы украшайте Коран своими красивыми голосами» (Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа, Хаким).
  12. Считается сунной, если в группе собравшихся людей есть хороший чтец Корана, просить его прочитать какую-то часть вслух и слушать его.
  13. Когда читают аяты из Корана, в которых говорится о неверующих, где они высказывают свои заблуждения и неверные мысли об Аллахе, их следует читать приглушённым голосом, это сунна.
  14. По завершении чтения Корана следует говорить:

«СадакаЛлахуль-азым ва балляга расулюхуль-карим. Аллахумма-нфана бихи ва барик ляна фихи валь-хамду лилляхи раббиль алямина ва астагфируллахаль-хаййяль-каййюма». («Истину сказал Великий Аллах и благородный Пророк довёл её до народа. О Аллах, одари нас пользой и благодатью от чтения Корана. Вся хвала Аллаху, Господу миров, и к Тебе я обращаюсь с просьбой о прощении грехов, о вечно Живой и остающийся навечно!»)

  1. Настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) является по завершении чтения Корана читать мольбу (дуа). Аллах принимает такую мольбу и отвечает на неё. Такой же важной сунной считается по завершении чтения Корана устроить собрание (маджлис) с участием всех членов семьи, родственников и близких. Следует искренне, долго и от всего сердца просить у Аллаха благ обоих миров не только для себя, но и для своих родителей, домочадцев, родных, близких, друзей и для всех мусульман, просить Аллаха, чтобы Он возвысил Ислам и направил мусульманских правителей на Путь истины.

Да поможет нам Аллах и примет наше чтение Корана.