ПОДЕЛИТЬСЯ

 «Великое событие принятие Ислама нашими предками»

1100 лет назад наши предки мирным путем приняли религию Ислам.
В конце IX – начале Х вв. в селах Волжской Булгарии, как сообщает арабский ученый, географ  ибн-Руст, были “мечети и начальные школы с муэдзинами и имамами”.

В XII-XIV вв. в Булгарии имелась целая сеть мактабов и медресе, выпускники которых могли развивать религию, науку и культуру на высоком уровне мировой градации своего времени.

В конце XIV – в начале XV в. материальное и духовное наследие Волжской Булгарии переходит к ее преемнику – Казанскому ханству, являющемуся   мощным экономическим и   культурным государством.

В произведении татарского историка Хисамутдина Муслими “Таварихе Булгария” (“История Булгар”), датированным, по некоторым данным, 1584 годом, приводится внушительный перечень поселений государства, отмеченных мактабами и медресе, известными учителями-наставниками и проповедниками.

В самой Казани при центральной соборной мечети располагалось крупное медресе высшего типа, руководимое видным педагогом,   сеидом Кул Шарифом.

Кул Шариф — имам, религиозный деятель XVI века, поэт, национальный герой татарского народа. В самой Казани Кул-Шарифа также нередко называли эмиром, то есть предводителем   мусульман.

Верховный сеид Кул Шариф погиб при взятии Казани в 1552 году. Марджани, опираясь на народные предания, сообщает, что Кул Шариф со своими последователями, объединенными в особое военное подразделение — «полк», состоявший из молодых дервишей, оборонялся отступая, вплоть до здания медресе, потом поднялся на его крышу, где был заколот, и упал вниз. Так трагически прервалась жизнь этой выдающейся личности эпохи Казанского ханства.

К большому сожалению после падения Казанского и Астраханских ханств началась борьба с исламом. Строительство новых мечетей и проповедь нашей религии были запрещены. Миссионеры начали насильно переводить мусульман в христианство. На протяжении столетия татары и башкиры пытались восстановить независимое ханство. Началось организованное сопротивление  мусульман, нескончаемые восстания, включая восстания Разина и   Пугачева. В войсках последних было множество мусульман, татар.

По некоторым данным, Разин был тесно связан с татарами. На одной из немецких гравюре Разин изображен в большой роскошной чалме. Татары вошли в состав повстанческих отрядов и участвовали во многих сражениях разинцев.

В Сеитовой слободе (Сеитова (Каргалинская) слобода под Оренбургом) был образован первый татарский полк в составе «главной армии» Пугачева — им командовал Муса Алиев.

Всего в восстании приняли участие более 85 тысяч татар.

В 1731 г. была учреждена Новокрещенская контора, целью которой было обращение мусульман в христианство.

 Новообращенным предоставляли различные льготы, в том числе снижение налогов и освобождение от рекрутской повинности.

 Но Мусульмане активно противостояли этому.

В 1756 г. новая императрица отозвала из Казанской епархии слишком усердствовавшего епископа Луку  Конашевича, его имя связывают с ревностной борьбой против ислама, активной миссионерской деятельностью, зачастую переходившей границы силового произвола. Лука прославился разрушением мечетей, попыткой выселения татар-мусульман из городской черты Казани    

Первого июля 1755 года вспыхнуло очередное мощное башкирское восстание, известное как восстание Батырши — мулла Батырша Алиев. Оно было спровоцировано и антимусульманской деятельностью епископа Луки — Оренбургская губерния тогда входила в состав Казанской епархии. Действиям восставших башкир сочувствовали и казанские татары. По инициативе светской власти Синод признал необходимым 9 октября 1755 года перевести Луку Конашевича в Белгород «в предварение всеобщего смятения, а также в прекращение часто случавшихся по той же причине со светскими правительствами несогласий.

При первой возможности, часто даже вопреки имеющимся запретам, татары-мусульмане вместо разрушенных начинали возводить новые мечети.

Основная причина сохранения большинством мусульман региона традиционной религиозной идентичности состояла в том, что для него исламские ценности оказались непреходящими и бесценными.

С приходом к власти Екатерины II во взглядах произошел коренной перелом:

  •    В 1764 г. была упразднена Новокрещенская контора.
  • В 1788 г. в Уфе было создано Духовное собрание.

После этого начался массовый переход якобы крещеных татар в Ислам. Ссылаясь на то, что их обратили насильно, татарское население массово возвращалось в Ислам.

Без сомнения любовь к Исламу жила в душах наших предков благодаря истинным знаниям.

Учреждается Духовное управление мусульман, разрешается строить мечети и открывать медресе при них.

И на рубеже XVII–XVIII веков начинается возрождение мусульманской учености среди татар.

Возрождение профессионального образования и создания нового поколения улемов, как интеллектуальной и культурной элиты народа, стало наиболее важным процессом развития мусульманского образования после 1552 г.

По утверждению миссионера Я. Д. Коблова, «конфессиональная школа имеет для магометан огромное значение…». Медресе  были мощной образовательной платформой.

К примеру Медресе «Расулия» имела 11 летний учебный курс.

 Программа преподавания включала в себя акыду, фикх, усул фикх, тафсир, хадисоведение, сиру , ахлак, историю Ислама.

Среди светских дисциплин были татарский, арабский и русский языки, чтение, российская, татарская и всеобщая история, логика, этика, география, естествознание, физика, химия, зоология и педагогика.

Для татар имело принципиальное значение об­учение подрастающего поколения основам ислама и грамоте, что восприни­малось не только как основа формирования «истинного мусульманина», но и закрепление в сознании детей сегментов этно-конфессиональной идентично­сти.

Национальные школы во многом олицетворяли собой символ сохране­ния традиций и уверенность в будущем Ислама на родной земле.

Во второй четверти XIX в. К. Фукс, проживавший в Старо-Татарской слободе Казани и хорошо знавший жизнь населения края, отмечал:

«Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и, как гражданин, не пользу­ется уважением других. По сему  всякий отец старается как можно ранее записать детей своих в Медресе, где бы они выучились  читать, писать и узнали бы начала своей религии.

… Дети поступают в училище на 7-м или 8-м году своего возраста; курс их учения продолжается по меньшей мере 5 лет.

Те же, кои посвящают себя наукам, т. е. желают со временем сделаться свя­щеннослужителями или учителями, остаются в школе гораздо долее».

В татарских мактебе и медресе реализовывался важнейший принцип исламского религиозного образования — его доступность для каждого правоверного независимо от его сословного статуса, материального по­ложения и места жительства.

Однако длительный срок обучения в медре­се требовал определенных материальных затрат. Поэтому мечтой каждой  семьи было обучение хотя бы одного из сыновей в медресе и выведение его в муллы — сделать его ученым, авторитетным и уважаемым в татарском сообществе человеком.

Татарских девочек, как правило, обучали жены мусульманских духов­ных лиц, которых называли «абыстай».

Целью обучения было религиозно-нравственное воспитание будущих ма­терей мусульманских семейств,  носительниц вековых тради­ций и нравов ислама.

Почему же наши предки добровольно приняли нашу прекрасную религию – Ислам и сохранили ее, проявив великую стойкость и героизм?

Да потому, что их поразила красота религии Ислам, ее ясность и чистота!

Ясная идея Единобожия

Ислама говорит, что Аллах – Единственный Творец, у которого нет помощников и соучастников. Ислам не предполагает наличие посредников, для прощения грехов и принятия молитв. Всевышний Аллах говорит: «Скажи: «Кто Господь небес и земли?». Скажи: «Аллах». Скажи: «Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников, которые не властны принести пользу и вред даже самим себе?»» (сура «ар-Раад», аят 16).

Сам о Себе Всевышний Аллах сказал в Коране то,что четко, конкретно выражает постулат Единобожия: «Скажи: «Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему»» (сура «аль-Ихлас»).

Простота идеи поклонения

“Поклонение в Исламе является термином, охватывающим собой все явные и тайные слова и действия человека, которые любит Творец и которые совершены ради Него”.

Поклонением, широком смысле, является всё то, что говорит или делает человек в стремлении угодить Господу миров.

Это включает в себя как религиозные обряды, убеждения, социальную активность и личный вклад в гармонизацию общества.

 Концепция поклонения в Исламе является всеобъемлющей, она   включает в себя все позитивные действия человека, что  соответствует природе Ислама как образа жизни.

Личные отношения со Всевышним Аллахом

Каждый мусульманин имеет личную, духовную связь со Всевышним Аллахом. Если мумин нуждается в чем-либо, то он может, тот час же, обратиться с просьбой напрямую к Господу миров!»

Это связь со Всевышним Аллахом и никому не дано права вмешиваться в эти отношения.

Молитва – это то, что соединяет раба с Господом на протяжении его дня, его ночи, всей его жизни.

Молитва – это достоинство мусульманина, его проявление любви и покорности Творцу, Господу Миров. И тот, кто выстаивает ее с искренностью, так как делал это Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), тот подтверждает свою веру и признает цель своего сотворения.

Милость и забота Аллаха о всех нас не идет ни в какое сравнение с милостью и заботой кого бы то ни было в этом мире.

Аллах близок к нам и знает все что мы совершаем и о чем думаем. Аллах отвечает на наши просьбы, даже если мы не видим этого воочию.

Незадолго до переселения в Медину, наш Пророк, да будет ему мир и благословение Всевышнего Аллаха совершил ночное путешествие в Иерусалим (Исра) и вознесся на небеса (Мирадж). Во время этого Аллах велел ему молиться пять раз в день. Эта молитва стала даром для каждого верующего, которая дает возможность испытать духовный подъем пять раз в день. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Намаз — это Мирадж- вознесение верующего». Намаз дает каждому мусульманину возможность побыть и поговорить со своим Господом.

Сказано в Коране: Смысл: «и которые оберегают свой намаз. Им будет оказано почтение в Райских садах».

Таким образом, Аллах охарактеризовал своих счастливых и преуспевающих рабов. Они обладают прекрасным нравом, поклоняются Аллаху телом, душой и всем сердцем страшатся Его. Благодаря этому пред ними открываются врата, ведущие к добру и благополучию в обоих мирах.

Коран Кярим – священный закон для каждого человека

Коран – Откровение Всевышнего Аллаха, ниспосланное Пророку Мухаммаду (мир ему) в качестве руководства, в котором даны исчерпывающие ответы для людей о том, как прожить эту жизнь в соответствии с предписаниями Аллаха и заслужить Его милость и довольство. Всевышний Аллах говорит: «…Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (сура «ан-Нахль», аят 89).

Коран – это вервь, связывающая нас со Всевышним Аллахом, и тот, кто сумеет ухватиться за нее, будет спасен от опасностей, заблуждений и пойдет истинным путем.

Сподвижник Али ибн абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «О народ, читающий Коран! Следуйте его предначертаниям! Знающим является тот человек, чье поведение соответствует полученным знаниям».

Соответствие  фитре (естеству) человека

Ислам – это религия чьи законы находятся в абсолютном соответствии и гармонии с потребностью и склонностью человека к вере в Единого Создателя.

Ислам не просто религия молитв и религиозных обрядов, но и всеобъемлющий образ жизни.

Наша религия направлена на обеспечение человечеству счастья в этом мире и в ахира. Одна из особенностей Ислама состоит в ее удобности, облегченности. Ислам требует от человека по мере его сил и возможностей, не подвергает его тяготам и трудностям.

Повеления и запреты Аллаха ниспосланы не для того, чтобы создавать для человека трудности, а  для того чтобы облегчить ему жизнь, сделать удобным его существование.

Однажды Посланник Аллаха сказал Абдуллаху ибн Амру: «О Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам». Я сказал: «Да, о посланник Аллаха». Он сказал: «Не делай же (так, но) постись и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право…»

Очищение души и сердца

Мусульманин стремится к очищению своей души, так как Аллах Всевышний сказал: «…преуспел тот, кто ее очистил…» (сура 91 “Солнце”, аят 9).

Очистить душу можно с помощью веры в Аллаха и совершения праведных дел.

Аллах Всевышний сказал (смысл) : «Клянусь временем послеполуденным, поистине, (окажется) человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, и совершали праведные дела, и побуждали друг друга (держаться) истины, и побуждали друг друга проявлять терпение» (сура 103).

 Ислам облагораживает человека, очищая его сердце и душу. Очищение достижимо через покорность Всевышнему Аллаху, соблюдение предписания Ислама и благодеяния, совершенные искренне ради Аллаха. Намаз, в свою очередь, стирает грехи верующих.

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрет собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми» (ат-Тирмизи).

Отсутствие национализма

Религия Ислам учит человечество находить общий язык, взаимопонимание со всеми людьми на Земле, независимо от их нации, цвета кожи, социального положения и т. д.

 В Коране говорится(смысл): «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (Коран 49:13)

  Посланник Аллаха (мир ему) в своей прощальной проповеди сказал: «О люди! Поистине Ваш Господь един, и ваш праотец один. Нет предпочтения арабу перед не арабом и не арабу перед арабом, так же как нет превосходства белого человека над черным и черного над белым! Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности».

Мужчины и женщины  равны перед  Всевышним Аллахом:

Ислам признает равенство мужчин и женщин перед Всевышним. Согласно Корану и Сунне, пол не имеет никакого влияния на вознаграждение и наказание в будущей жизни. Так, Всевышний в Коране говорит:  «Господь их ответил им: «Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других». (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 195).
«А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай, и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке» (сура «ан-Ниса», аят 124).

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 13). Таким образом,  в исламе ясно говорится, что мужчина и женщина имеют равный статус перед Всевышним, и только благочестие возвышает одного человека над другим.

Верующий брат верующему

Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поведал нам: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Бухари).

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, верующие — братья» (Комнаты, 10).

Передают со слов Анаса что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе» аль-Бухари; Муслим.

 Посланник Аллаха (мир ему и благословение) всячески препятствовал разжиганию розни и смут.

Он говорил: «Пусть каждый вас поддержит другого, будь он притеснителем притесненным. Если он притесняет, то пусть запретит ему это, и это будет для него поддержкой. А если он угнетенный, то пусть поможет ему».

Высокий статус женщин

Женщины  во многих странах были вынуждены устраивать протесты, революции, чтобы освободиться от рабского положения и добиться равенства между полами.

В некоторых государствах  они буквально отвоевывали свое право  не быть в роли «предмета», не подлежать купле, продаже, временному пользованию.

  А женщина в Исламе— это, прекрасное творение, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Так сказано в Священном Коране: Смысл: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих»

Ислам предписывает мужчинам заботиться о своих матерях, сестрах, дочерях и женах. Всевышний создал мужчин и женщин, дабы успокоились души.

Взаимопомощь

Ислам — религия добра и мира.

Улыбка, приветливое слово, поддержка , вот к чему призывает Ислам.

Каждый может привнести в эту жизнь любовь, милосердие,   доброту. Религия учит нас быть терпеливыми, любить своих братьев и сестер по вере и помогать нуждающимся.

Имам аль-Бухари приводит от ибн Умара изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Мусульманин брат мусульманину, он не угнетает его и не бросает его. Кто помогает брату в нужде, тому Аллах будет помогать в его нужде. А кто избавит мусульманина от беды, Аллах избавит его от одной из тягот Судного дня, а кто покроет мусульманина, покроет того Аллах в Судный день!»

Ислам – решение всех проблем

Ислам в Коране и Сунне указывает на решение любой проблемы. Аллах сообщает это в Коране: Смысл: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его.   (сура 65, аят 2-3)

Конечно же наши предки, по Милости Всевышнего Аллаха, увидев эту красоту Ислама приняли его и не жалея своих сил и жизней сохранили для будущих поколений.