ПОДЕЛИТЬСЯ

Нужны ли мусульманам учёные? Ведь человеком и Аллахом нет посредников. В чем заключается путь Ислама? Мусульманин должен следовать Корану и Сунне. Зачем тогда нужны какие-то комментарии ученых, какие-то книги, которые сложны для понимания обычного человека. В этой статье мы разберёмся, нужны ли учёные ислама и являются ли они приближёнными рабами Всевышнего.

В достоверном хадисе Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорит: «Я оставляю вам то, держась за которое, вы никогда не впадете в заблуждение: это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка (мир ему и благословение)» (Хаким).

В священном Коране говорится: «Скажи: если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда возлюбит вас Аллах и простит ваши грехи» (Сура «Аль ‘Имран», аят 31).

В Коране Всевышний говорит: «Скажи: повинуйтесь Аллаху и Посланнику Его – Пророку Мухаммаду» (Сура «Алю ‘Имран», аят 32). «Тех, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, введет Он в райские сады» (Сура «Ан-Нисаъ», аят 13).

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Кто повинуется Посланнику Аллаха, тот повинуется тем самым и Аллаху!» (Сура «Ан-Нисаъ», аят 80).

Поэтому и сам Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Кто повинуется мне, тот повинуется и Аллаху, а кто ослушается, отвергнет меня, тот ослушается и Аллаха» (Муслим).

Пророк Мухаммад также говорит: «Держитесь за мою Сунну и сунну праведных халифов, вы держитесь за них зубами» (Тирмизи, Абу Дауд).

Особое вознаграждение Аллаха получит тот, кто крепко будет держаться Сунны любимого Пророка (мир ему и благословение) в то время, когда община распадается. В хадисе говорится: «Тот, кто будет держаться моей Сунны, когда община распадается, получит вознаграждение сотен мучеников за веру (шахидов)» (Байхаки).

Сподвижник Умар ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах), когда целовал Хаджар аль-асвад (Черный камень Каабы), говорил: «Я бы не целовал тебя, если бы не видел, как целует тебя Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)».

Когда Муавия ибн Куррат (да будет доволен им Аллах) обещал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) принять Ислам, пуговицы халата Пророка (мир ему и благословение) были расстегнуты. После этого Муавию и его сына никогда не видели в халате с застегнутыми пуговицами ни зимой, ни летом. Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) стремились во всем, даже в ношении одежды, подражать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение).

Тот же Абдуллах (да будет доволен им Аллах), когда ездил из Мекки в Медину, в середине пути ложился спать под одним деревом, говоря, что видел и Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спящим под этим деревом. (Баззар).

Быть похожим на Пророка, стараться жить так, как жил он, одеваться так, как одевался он, призывать к тому, к чему призывал он – это должно быть целью каждого мусульманина. Не деньги или успех, не женщины, не дорогая одежда, не бренные ценности этого мира, а желание стать похожим на последнего посланника Всевышнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Жить так, как он жил, любить так, как любил он, стремиться к тому, к чему стремился он, заниматься тем, чем занимался он — он — Лучший из созданных, пример для подражания, совершенный человек.

Джунайд аль-Багдади (да смилуется над ним Аллах!) сказал: «Все пути приближения к Аллаху людям закрыты, кроме того пути, который ведет за Пророком (мир ему и благословение). Исполняющим его Сунну, стремясь стать на его путь, все пути приближения к Аллаху открыты».

Важно знать, что следование Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) означает следование его Шариату (исламское право), тарикату (суфийский путь приближения к Аллаху), хакикату (истинное направление веры), то есть следование имамам, ученым-богословам, авлияъ, шейхам, которые разъясняют, направляют нас на путь истины и обучают нас Корану и хадисам.

Некоторые неграмотные говорят, что достаточно читать Коран, толковать его аяты самостоятельно и следовать своему толкованию. Но разве это допустимо? Толковать Коран могут лишь люди, обладающие колоссальными знаниями. Делать тафсир может лишь профессиональный лингвист, знающий наизусть множество хадисов, исламское право, причину ниспослания каждого аята, даже знание арабской доисламской поэзии необходимо знать муфассиру и многое другое. Поэтому простой верующий должен сначала учиться у тех, кто обладает необходимой информацией. Из-за гордости и невежества в исламе образовалась группа, которая называется «хариджиты». Такие люди буквально толкуют Коран, приписывают Аллаху свойства созданных (хотя Аллах не похож ни на одно из своих созданий, о чём Он упоминает в Коране), преследуют других мусульман, которые не признают их убеждений. Такие люди ведут к расколу, фитне и вражде в исламской общине. Учёные ислама нужны именно того, чтобы защитить по Воле Всевышнего, религию и умму, донести религию Аллаха до людей в истинном виде, распространить правильные знания и взрастить праведное поколение покорных Всевышнему.

И священный Коран, и хадисы Пророка (мир ему и благословение) велят нам следовать за учеными. В Коране говорится (смысл): «Ты следуй по пути тех, кто обратился ко Мне» (Сура «Лукман», аят 15).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не из моей уммы тот, кто не почитает старших, не проявляет милость к младшим, не оказывает должного уважения учёным» (имам Ахмад).

В Коране сказано: «Держитесь за вервь Аллаха…» (3: 103).

Ахмад бин Мухаммад ат-Тахтави (был муфтием Каира мазхаба Ханафи; ум. в 1231/1815; да будет милостив к нему Аллах) сказал по поводу этого аята следующее: «В данном случае «вервь Аллаха» означает ученых по фикху и другим исламским наукам. Кто отделится от ученых по Фикху хоть на пядь, — собьется с Пути Истины. Путь ученых по фикху, — это путь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Праведных Халифов. Кто отделится от этого пути, тот попадет в Ад. Мусульмане могут обрести спасение только лишь следуя вероучению общины Ахли-с-Сунна ва-ль-Джама’а. В школах этой общины собраны достоверные знания. Кто в наше время не следует ни одному из 4-х мазхабов Ахли-с-Сунна, непременно собьется с Пути Истины». Имам аль-Хадими (автор книги «аль-Барика…») пишет следующее: «Четыре Источника религиозных знаний являются источниками для ученых — Муджтахидов. Для обычных мусульман источниками знаний служат решения ученых одной из богословско-правовых школ (мазхабов) Приверженцев Сунны, так как не дозволено принимать решение по аяту или хадису, толкуя их по собственному разумению. Поэтому, если при следовании какому-либо правовому решению нашего мазхаба, мы видим какие-то, как нам кажется, несоответствия с аятами или хадисами, то все равно следуем решению своего мазхаба. Так как мы знаем, что, скорее всего решение было принято в соответствии с другими аятами и хадисами путем сопоставления или согласованного мнения Праведных Предков. Правильное решение могут принять только ученые — Муджтахиды. Поэтому, мы должны читать не книги по тафсиру или хадисам, а книги по Фикху».

Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

«Лучший из вас тот, кто обучается Корану и обучает его другим».

«Лучший из вас в доисламское время будет лучшим и в Исламе, если обучается религии».

Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Алим (учёный) лучше постящегося, выстаивающего молитвы, сражающегося на пути Аллаха. Когда учёный умрёт, провожают его 77 тысяч ангелов. Со смертью учёного в Исламе образуется брешь, невосполнимая до Судного дня».

В Священном Коране Аллах говорит: «А если бы вы, когда приходит весть о каком-то случае, оставляли бы его на усмотрение Посланника и обладателей знаний из вас, вникающих в их суть, то они разъяснили бы вам из нее, что вам нужно». Решение о возникающих вопросах Аллах возложил на ученых, изучающих то, что было ниспослано пророкам.

Но за кем нам следовать?  За какими учёными? Как понять, что человек знающий, а не обычный шарлатан? Ведь в мире развелось очень много людей, называющих себя «исламскими учёными». Как узнать за кем можно следовать, а кого нужно опасаться?

Абу Язид Бастами (да смилуется над ним Аллах) однажды услышал, что где-то живет известный праведник, и решил со своими мюридами посетить его. Придя к нему, они заметили, что он плевал, обратившись в сторону Киблы. Абу Язид сразу же встал и вернулся домой, даже не подойдя к нему и сказав: «Он нарушил одну из этических норм Пророка (мир ему и благословение), как можно верить ему во всем остальном?».

Имам Газали также дал множество советов по этому поводу. Приведём один из них:«Одни изучают науки для того, чтобы они помогли им в вечной жизни, и ищут только милости Аллаха и вечную жизнь.Они обретут спасение.
Другие получают знания, чтобы извлечь какую-либо выгоду в этом мире, чтобы за счет знаний завоевать почет и уважение людей, нажить богатства. Но при этом они осознают, что у них никчемная цель. Эти люди находятся в опасности. Если их настигнет смерть еще до того, как они раскаются, большая вероятность наступления плохого конца, и их участь будет решаться Аллахом. Если же они до своей кончины успеют раскаяться, начнут поступать согласно знаниям и восполнят изъяны, они присоединятся к группе тех, кто обрел спасение. Ибо тот,
кто раскаялся, подобен тому, кто никогда не грешил.
Есть и такие люди, которые попали в силки шайтана. Они сделали знания средством обогащения, средством восхваления своего положения и своих богатств. Они используют свои знания с целью удовлетворить мирские нужды. Но, невзирая на это, они считают, что раз одеты в одежды ученых и говорят как ученые, Аллах придает им особое значение. В действительности они своим телом и душой привязаны к мирским богатствам, как
собака бывает привязанной к хозяину.Это – обманутые глупцы, и занимают место в группе, которая обречена на погибель. Так как они считают, что поступают правильно, нет надежды, что они раскаются.

Они не ведают о следующем аяте: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?»
(сура «ас-Саф», 61/2).»

Не нужно быть рядом с теми, кто пренебрегает сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Если человек передаёт знания, если он считает себя имамом, то он обязан показывать пример своему джамаату, как быть праведником, выполняя сунну нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).

Не следует придерживаться пути тех, кто призывает к богатству и достатку, ведь в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) и в Священном Коране сказано об этом достаточно ясно.

В хадисе от  Аббаса (да будет доволен им Аллах) говорится: «Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришёл человек: «О, Посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за которое меня полюбит Аллах и полюбят люди, если я совершу его!». В ответ на это Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Отрекись от мира этого, и полюбит тебя Аллах, отрекись от того, что есть у людей, и полюбят тебя люди» (Ибн Маджах).

«Не желайте того, чтобы Аллах дал вам преимущество перед другими, будь это в мирской жизни или в религии, так как это ведёт к зависти и злобе.  Мужчинам следует владеть тем, что они приобрели благими деяниями. А женщинам тем, что приобрели они повиновением мужу и обереганием своих половых органов. Просите у Аллаха Его блага — поистине, Аллах всезнающий!» (сура ан-Ниса, аят 32).

Мусульманин, желающий познать Всевышнего, должен быть рядом с теми, кто отрёкся от бренного мира, ради довольства Аллаха, рядом с теми, от кого идёт нур Пророка, ведь они выполняющие его сунну, они его наследники, желающие быть похожими на него во всём, не идущие на компромисс с шайтаном и стремящиеся лишь к любви Господа миров.

Аллах Всевышний говорит, что один из Его праведных рабов сказал: «»Я же вручаю себя Аллаху: поистине, Аллах видит (дела Своих) рабов!»» И Аллах уберёг его от зла (всех) их козней»(«Прощающий», 44-45).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним там, где он поминает Меня. Клянусь Аллахом, поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас (радуется, когда) находит своего верблюда, потерявшегося в пустыне! К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень, а если кто-нибудь направится ко Мне шагом, то Я побегу к нему!» (Аль-Бухари и Муслим).

Пусть Аллах наставит нас на Истинный путь, поможет сохранить свой иман и пронести его достойно через бренную жизнь! О Аллах, помоги нам быть твоими верными рабами и воскреси нас, по Своей Милости, в числе праведников! Аминь.