Он был среднего роста, на лице его, подобном луне, выделялись большие глаза. Брови его были тонкими, подобно полумесяцу. Его кожа была розовато-белой и всегда издавала приятный аромат. В знаниях, снисходительности, богобоязненности, воздержанности от мирского, в поклонении и следовании сунне ему не было равных.
Одиннадцатым после Хадже Абдульхалика Гудждувани, основоположника скрытого зикра и «одиннадцати основ» Накшибандийского тариката, величайшим из всех, последовавших по пути Хаджегана, стал Ариф Ривегери. Он был четвертым преемником Гудждувани. Он был тем, кто вновь сделал «явным» зикр во всей «Хаджеганийи», предшественнице Накшибандийи. Родился Ривегери в 560/1165 году в Ривегере. Это селение находилось в шести километрах от Бухары, в одном километре от Гудждувана. После того, как Ариф Ривегери получил основные религиозные знания, он примкнул к величайшему шейху того времени Абдульхалику Гудждувани. Его ученический путь был не долгим, и вскоре он получил позволение быть духовным наставником для других. Когда умер его шейх, и он занял его место, ему было тридцать пять лет. Его духовное наставничество было долгим. Есть мнение, что он прожил около ста пятидесяти лет, но, как бы то ни было, если считать, что в
момент смерти ему было сто лет, то датой его кончины можно считать 660/1262 год. Похоронен он был в Сафиркане, что в сорока километрах от Бухары. Тот огонь, что зажег Гудждувани, подхватил из его рук и донес до всех концов Туркестана именно Ривегери, отчего был прозван «Самым богобоязненным из всех турецких шейхов». Сведения, которыми мы располагаем о его жизни, весьма скудны и, к сожалению, положение является таковым в отношении многих других Накшибандийских шейхов, имена которых упоминаются в цепи преемственности Накшибандийи. Мало известно о них потому, что они либо сами не оставили после
себя никаких произведений, либо эти произведения просто не дошли до нас, либо из-за того, что сведения о них и их жизнеописание никем не были переданы и записаны. Ведь, как это часто бывает, большая часть жизни замечательных людей так и остается неизвестной. Хотя Ариф Ривегери был в свое время светом садов Истины и зеницей ока своего тариката. В последние годы своей жизни Ривегери отдал предпочтение произнесению зикра вслух. Обучив этому своего преемника Махмуда Фагневи, он, таким образом, желал пробудить людей от сна неведения, а также привлечь их внимание к зикру.
Быть может, поэтому он упоминается в цепи как «Пишува-и арифан».
Автор книги Джамиуль караматуль-аулия Набхани рассказывает об Арифе Ривегери следующую историю: «Сначала Ходжа Ариф был в Бухаре учеником одного из ученых. Однажды он вышел на городской рынок и встретил Абдульхалика Гудждувани. Гудждувани зашел в мясную лавку, чтобы купить мяса, и, сделав покупку, вышел. Впечатленный его красивой внешностью и достоинством, Ходжа Ариф сразу же предложил ему свою помощь: «Если позволите, я помогу вам донести вашу ношу», – сказал он. Хадже Абдульхалик не отверг этого предложения и сказал:
«Хорошо, сынок, если желаешь, то возьми, и пойдем со мной до нашего дома». Дойдя до ворот дома, Хадже Абдульхалик сказал: «Благодарю тебя за твою услугу. И пожалуй через час на обед».
Не найдя в себе смелости отказать шейху, ходжа Ариф был вынужден принять приглашение Хадже Абдульхалика, что окончательно убедило его оставить учебу и начать посещать собрания Гудждувани.
Однако прежний учитель Арифа не хотел отпускать своего ученика, пожелав вернуть его любым способом. Говорится, что он низверг на шейхов тасаввуфа и последователей тариката тысячи проклятий. Но Ариф, посчитав, что лучше ему не перечить, снес все. Однажды во сне он увидел, что тот самый учитель совершает мерзкий поступок. Когда они встретились на следующий день, и тот опять принялся поносить шейхов тасаввуфа, ходжа Ариф не вытерпел и сказал: «Ты не только совершаешь мерзости, но еще и пытаешься сбить нас с пути тасаввуфа», поставив учителя в неловкое положение перед всеми его учениками, и с одним из числа этих
учеников своего бывшего учителя навсегда перешел к Абдульхалику Гудждувани.
Источники: Нафахатуль-унс, (пер. Ламии Челеби), стр. 413; Рашахат,
стр. 38; аль-Хадаикуль-вардиййя, стр. 119; Набхани, Джамиу караматильаулия, II, 136; Адаб Рисалеси, стр.47; ад-Дурарун-надид, стр. 29; Хадикатуль-аулия, II, стр. 28-29; Иргамуль-Марид, стр. 53-54; Иргамуль-Марид
Пер. стр.66-67.