Недостаток глубоких богословских знаний толкает малообразованных людей брать на себя смелость вольно толковать Коран. Это в полной мере относится и к следующему аяту: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение (фитна) и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху. Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают». (Коран; 8,39)
В тафсире Таки Усмани «Маарифу-ль-Коран» к этому аяту рассказывается история о том как Хаджжадж ибн Юсуф устроил вооруженное нападение на эмира Мекки Абдуллаха ибн Зубайра, да будет доволен им Аллах. Это была странная ситуация: с обоих сторон были мусульмане и их оружие было направлено друг против друга. Увидев это двое человек пришли к Абдуллаху ибн Умару, да будет доволен им Аллах, и сказали: «Ты видишь ужасное положение, в котором находятся мусульмане, а ты – сын повелителя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который был не из тех, кто мирился с беспорядком, порождающим зло. Почему же ты не выйдешь, чтобы устранить фитну?»
На это Абдуллах ибн Умар ответил: «Причина в том, что Всевышний Аллах постановил, что кровь любого мусульманина запретна». Услышав это, оба возразили: «Разве ты не читал аят «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение (фитна)?»
Абдуллах ибн Умар ответил: «Конечно, читал и поступаю в соответствии с ним. Мы продолжали сражаться с многобожниками, как нам было приказано в этом аяте до тех пор, пока не прекратилась фитна и ислам восторжествовал. А теперь вот здесь люди вроде вас, которые хотят убивать друг друга и затевают смуту вновь и вновь, в результате которой, будет вера во все, что угодно кроме Аллаха и (исповедующий эту веру) придет к верховной власти и будет противостоять истинной религии, нашей религии».
Похожая история приводится в тафсире данного аята у ибн Касира от Хаммада бин Саляма. Похожий хадис передает аль-Бухари от Хасана ибн Абдель-Азиза в этом же тафсире.
По мнению толкователей, в том числе и таких авторитетных как ибн Касир и имам Куртуби смысл этого аята в том, что Аллах, повелел бороться против искушения многобожием и тирании многобожников. В том случае если между собой воюют мусульмане, то, как говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в таком случае сидящий лучше стоящего.
Это в полной мере подтверждается тем, что мы видим в наши дни.
Как свидетельствует информационной службе сообщества католических миссий (FIDES) человек со стороны — сирийско-католический священник Жак Мурад, который в 2015 году был похищен боевиками ИГИЛ (запрещена в России) и провел у них в плену около полугода: «Первыми жертвами ИГИЛ были мусульмане-сунниты. В этом смысле я считаю неправильным говорить о том, что на Ближнем Востоке сегодня продолжается «геноцид христиан». Как христиане мы можем сделать очень важное: несмотря на все тяготы, через которые мы проходим, мы можем продемонстрировать солидарность с нашими братьями-мусульманами, которые страдали, как мы, и даже больше чем мы».
Так откуда же исходит угроза фитны, как не от тех, кто объявляет врагами весь род человеческий, в том числе и своих единоверцев?
Мы приносим соболезнование всем, кто пострадал от псевдомусульман-террористов.