Когда нам делают наставления, то очень часто звучит слово «сострадание». Оно используется как синоним слова милосердие. Но что такое сострадание на самом деле? Сострадание – это сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. То есть сострадать – это чувствовать боль чужого человека, чтобы разделить ее с ним. Не каждый способен решиться на такое. Большинство лучше постоит в стороне, чем будет открывать своё сердце, принимая удары, ради незнакомых людей. Разобщенность людей из-за отсутствия сострадания друг к другу приводит к очерствению и утрате способности испытывать светлые чувства.
Когда Всевышний ниспослал людям Коран, Он сделал это через лучшего человека на Земле, через Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). И Господь наделил его самыми лучшими качествами: «К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден» (Сура «ат-Тауба», 9 / 128).
Также Всевышний Аллах в священном Коране говорит означающее: «Ты скажи им, о Пророк: «Я – Посланник Аллаха и призываю вас к Его религии. Если вы любите Всевышнего, то следуйте за мной и повинуйтесь мне, тогда Творец возлюбит вас, будет доволен вами и простит вам ваши грехи!» (Сура «Алю Имран», аят 31).
Каждый человек, называющий себя мусульманином должен любить своего Господа и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).
В хадисе благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) сказано: «Кто бы ни полюбил меня, тот полюбил и Аллаха. И кто бы ни повиновался мне, тот повинуется и Аллаху».
Что означает любовь? Любовь – это желание быть походим на того человека, которого ты любишь, стать частью его жизни, подчинить себя его воле. Если мы говорим, что любим Пророка, то должны стремиться во всём походить на него: жить, как жил он, вести себя с людьми так, как он вёл себя с ними. Для проявления своей любви нам необходимо изучать сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Пророк был сострадательным человеком. Он просил у Господа за свою умму, так как любил своих последователей больше, чем себя. Сострадание — это дверь к общему счастью и сплочению.
Однажды Пророк (мир ему) плакал, взмолившись: «О, Аллах! Защити мою умму, смилуйся над моей общиной!»
На что Всевышний приказал: «О, Джабраиль! Всевышний сведущ обо всём и знает лучше, но спроси у Мухаммада почему он плачет».
Джабраиль (мир ему) спустился с небес к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего). И Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал, что боится за свою умму. После того, как ангел Джабраиль (мир ему) передал эти слова Всевышнему, Аллах сказал:
«О, Джабраиль! Ступай к Мухаммаду и передай ему благую весть о том, что: «На том свете Я сделаю его довольным положением той общины, за которую он переживает (дав разрешение на заступничество)» (Муслим, «Иман», 346).
Пророк часто плакал и говорил своим сподвижникам: «Если бы знали вы то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много!» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Пророк плакал при звучании священного Корана, сострадая умершим, страшась за своих последователей и жалея их. Печаль последнего Посланника (мир ему и благословение Всевышнего) была очень глубокой, он постоянно беспокоился за свою общину, желая людям блага, он видел жестокость и несправедливость и всеми силами пытался это изменить.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) всегда призывал мусульман быть вместе, помогать друг другу и заботиться друг о друге.
«Мусульмане похожи на одно тело в присущей им взаимной доброте, сопереживании и проявлении симпатии. Когда один орган испытывает боль, то все тело реагирует на нее ознобом и лихорадкой» (Бухари).
Например, со слов Амра бин Хазма, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день Воскресения Всемогущий и Великий Аллах оденет в почетные одежды любого верующего, который утешит своего брата (по вере) в беде».
В Коране Всевышний Аллах говорит: «Откуда тебе знать, что такое это препятствие? [Это] — отпустить на волю раба, или же накормить бедняка в голодный год, или же сироту [из числа] твоих родичей, или обездоленного. Сверх того, он должен быть из верующих и из тех, которые призывают друг друга к терпению, к милосердию» (Сура «аль-Балад», 90 / 12 – 17).
Однажды утром Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сидел вместе с сахабами, и к ним подошли люди из обедневшего племени. У них не было обуви, а кости выступали через кожу от неутолимого голода. Увидев их бедственное положение, Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Всевышнего) вздрогнул, и выражение его лица изменилось. Он велел Билялю (да будет доволен им Аллах) читать призыв на молитву. После намаза мусульмане собрали для голодающего племени еду и одежду (Муслим).
Также со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает ее брату своему».
Ар-Рахман, одно из имён Всевышнего. Слово «рахма» можно переводить как ««милосердие, сострадание, исполненное любви», а не просто «сострадание, сопереживание» и, конечно, не просто «милость» — служит применение этого слова Пророком в следующем случае. При освобождении Мекки отдельные пленники были доставлены к Пророку. Среди них была женщина, которая неистово металась, призывая своё дитя; найдя его, она прижала его к своей груди и стала кормить. Пророк сказал своим сподвижникам: «Как вы думаете, может ли эта женщина бросить своего ребенка в огонь? Мы полагаем, что она не может сделать этого». И сказал он: «Господь ещё более исполнен любви и сострадания (архам) к рабам Своим, чем эта женщина к своему ребенку».
Рахма Всевышнего описывается Пророком как более сильное чувство, чем чувство женщины к своему ребенку, здесь подразумевается, что прототип этой любви самого высокого уровня и высшей степени – по отношению ко всем человеческим качествам – сострадания, можно найти в Божественной реальности.
Как мать ухаживает за своим ребёнком, как защищает своё дитя, так и ничем не ограниченный ум каждого индивида должен любить все живые существа, излучая дружелюбие всему миру, выше, ниже и вокруг, безо всяких границ. Позвольте ему развить беспредельную доброжелательность ко всему миру, ничем не ограниченную, свободную от неприязни или вражды. В движении или в состоянии покоя, стоя, сидя или лежа, в течение всего периода его бодрствования, позвольте своему уму проявить чуткость доброй воли, которую люди называют высшим состоянием.
Пророк проявлял любовь не только к людям, но и ко всему сущему.
Однажды он встретил человека, верховое животное которого выглядело очень неухоженным, и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) заплакал и сказал хозяину этого животного: «Разве ты не боишься Аллаха? Почему ты не заботишься о верблюде, который дан тебе как аманат? Он пожаловался мне, что вы оставляете его голодным и нагружаете непосильной работой!» (Абу Давуд).
Пророк понимал своих последователей, думал о них. Пророк был обладателем чуткого и сострадательного сердца.
«Однажды Посланник Аллаха сказал: “Я начал богослужение и хотел, чтобы оно продолжалось долго, однако затем я услышал плач младенца и решил сократить намаз, так как не хотел, чтобы материнское сердце страдало, зная о слезах ребенка“» (Ибн Маджа).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Раю будет каждый близкий, мягкий и снисходительный».
Так давайте же будем такими, устремимся к сунне Пророка Мухаммада, чтобы быть вместе с ним в Раю.