Вакф — это увековечивание пожертвований, которые являются своеобразным проявлением милосердия, сострадания и любви к созданиям Творца. Это подразумевает посвящение какого-либо имущества Аллаху, то есть запрещение на владение им и обязательное использование его только ради духовных целей. Конечной целью этого является снискание довольства Всевышнего Аллаха в служении его созданиям и проявления щедрости к нуждающимся. Являющееся условием совершенства веры умение жертвовать имуществом, а если требуется, и душой, на пути Аллаха — есть божественное повеление, которому должен следовать каждый верующий.
В Священном Коране об этом сказано так:
«Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние [верующие]»
Аль-Худжурат, 15 аят.
«Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай»
Ат-Тауба, 111 аят.
Представляя мирскую жизнь местом подготовки к жизни вечной, а жизнь будущую — продолжением этой, Ислам установил прекрасное и совершенное равновесие между телом и душой, материей и духовностью, став самой надежной основой для стабильного, счастливого и процветающего общества.
Охватывая обширные сферы жизнедеятельности, вакфы представляют наилучшую модель института благотворительности. И они же являются реальным воплощением проповедуемых Исламом чувств сострадания и милосердия ко всему сущему. Священный Коран повелевает зрелым верующим, стремящимся снискать довольство Аллаха, жертвовать из того, что им самим дорого.
Из всего мирского, что дано человеку, самым дорогим и значимым являются душа и имущество. Лишь жертвуя ими на пути Аллаха, возможно заслужить рай и достичь довольства Аллаха. Именно по этой причине, тех, кто, щедро жертвует то, чем владеет — имущество свое и жизнь свою на пути Аллаха, у нас называют «человек вакфа».
В благородном хадисе сказано:
«После смерти человека прекращается и запись всех его благих дел, кроме трех: живая милостыня, полезное знание, и благое дитя, поминающее его в молитве»
Муслим, Васиййа, 14.
Ученые Ислама сходятся во мнении, что под живой милостыней подразумеваются вакфы, хотя, в общем, это означает любое благодеяние, совершенное во имя Аллаха, которое затем постоянно служит и приносит пользу.
Всевышний Аллах отдал все, что есть во Вселенной, в распоряжение человека и сделал его ответственным за это. Состоятельные люди никогда не должны забывать, что могут оказаться на месте страдающих и обездоленных, поэтому должны использовать каждую предоставившуюся возможность для пожертвования. Поступая так, они отдают дань уважения и благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные им блага.
«Те, кто тратит свое имущество во имя Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе — сто зерен: ведь Аллах воздает сторицей, кому пожелает. Аллах — Всеобъемлющий, Всезнающий»
Аль-Бакара, 261 аят.